Отчёт о 1-й экскурсии Исторического Общества

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 13:58, 9 апреля 2021; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
tux
Это первоисточник, защищённый от правок.

Подготовка к публикации, примечания и викификация: Владимир Слесарев.
Малмыжский краеведческий музей. Рукописный фонд. № 3936, стр. 1-16 с ил..


М.Г. Худяков.

Отчёт о 1-й экскурсии Исторического Общества[1]

22-24 июня 1918 года
(продолжение)

Выйдя из Ахпая по Бурецкой дороге, пролегающей по безлесной возвышенности, отделяющей долину р. Буртека от долины р. Бурца, мы достигли села Старого Бурца, отстоящего от Ахпая верст на шесть. Спустившись с горы и перейдя через овраг "Шумиху", мы нашли приют в верхнем конце деревни, у церковного старосты Василия Михайловича Забегалова, которого хорошо знал Н.М. Бочкарёв[2]. Отдохнувши за чаем, мы направились к церкви. Диаконом здесь служит Пётр Петрович Клюкин, брат наших знакомых из Черемисского Малмыжа.

Церковь в с. Старом Бурце построена, по печатным сведениям, в 1761 году. Тёплая церковь и колокольня построены лишь в середине XIX века - по плану, составленному архитектором Петровым в 1846 году и утверждённому епископом Неофитом в 1851 году.

Холодная церковь выстроена в стиле барокко. Она представляет собой двухярусный четырёхгранник, на котором поставлен 8-гранник, увенчанный невысоким 8-гранным куполом с изящно вызнутыми линиями кровли. Северная и южная стены 4-гранника прорезаны каждая: в первом ярусе - 2 окнами с дверью посередине, а во втором ярусе - 2-мя двойными окнами, обрамлёнными барочными наличниками. В церкви превосходно сохранились иконостасы XVIII века. Иконостас холодной церкви - белый трёхгранный. Средняя грань, выступающая вперёд, имеет 4 яруса, боковые - по 2 яруса. Царские врата резные, золочёные, изображают колосья пшеницы (символ царства Божия). По сторонам царских врат - парные витые колонны тёмн-зелёного цвета, перевитые золочёными гирляндами цветов; капители коринфского стиля. Иконы первого яруса разделены золочёными пилястрами с каннелюрами.

По правую сторону царских врат находятся иконы: Спасителя, стоящего на "силах небесных" (херувимах), Крещения и Всех скорбящих Радости; по правую сторону - Владимирской Б.М. (храмовая икона), Петра и Елизаветы (имена этих святых носили Елизавета Петровна и её наследник Пётр III при сооружении церкви в 1761 году) и Успения.

Во втором ярусе над царскими вратами - медальон в стиле Rocail, с изображениием Тайной Вечери (?)[3], над северными и южными дверями - барочные арки с картинами из цветов на замке, пирающиеся на пилястры первого яруса. Над иконами первого яруса 6 медальонов с изображениями 12 апостолов (по два в каждом медальоне).

В третьем ярусе центральное место занимает икона Коронование Богоматери, по сторонам её - 2 витые колонны тёмно-зелёного цвета, перевитые золотыми гирляндами. По бокам изображения предстоящих, над которыми - два медальона с изображением юноши и старца.

Четвёртый ярус составляет Распятие, по сторонам которого - фигуры Богоматери и апостола Иоанна.

Интереснее всего в иконостасе - символические изображения, находящиеся внизу, под пилястрами и под иконами первого яруса. Под пилястрами изображены (по порядку от южной стены к северной): 1) пальма, 2) храм на скале (церковь на камне), 3) семисвещник, 4) кадильница, 5) колос пшеничный, 6) процветший жезл Аарона, 7) сосуд водный и 8) дерево. Под иконами нарисованы (в том же порядке): 1) Видение ап. Петру в Иоптии (Деян., Х, 13); 2) Неопалимая купина (Исх. III, 2); 3) Гора Синай, к которой приставлена лестница; наверху горы - две скрижали; надпись гласит: "Сие сотвори"; 4) Выходящая из облаков рука, бросающая на землю одежду (милость пророка Ильи); надпись: "И жив будеши"; 5) Сеятель (притча о сеятеле); 6) Скрижали (Иоанн I, 17 - "Закон может дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом быша").

В иконостасах приделов также имеются символические изображения, по 4 в каждом приделе. В одном приделе изображены: 1) ваза с цветами, 2) город, 3) город, 4) пейзаж. В другом: 1) пейзаж, 2) Иаков возливает елей на пути из Вирсалии в Харран (Быт. XXVIII, 18), 3) Ев. Марка IV, ст. 14(?), 4) Земной шар, из облаков выходит по направлению к нему труба; надпись: "Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их".

Царские врата в левом приделе изображают золочёную решётку, в правом приделе - цветочные ветви.

Из числа икон в церкви самая замечательная - старинная икона Владимирской Божией Матери, во имя которой сооружён самый храм. Икона в серебряном чеканном окладе XVIII столетия. Икона эта принадлежала в старину бурецким помещикам Озеровым, которые соорудили в своём имении церковь и передали икону туда. Икона Владимирской Б.М. считается чудотворною и очень чтится окрестными жителями.

Из прочих икон заслуживает внимания так называемая "Забывшая Богородица" (забывшая = забытая). Эта икона долгое время стояла будто бы в кладовой, затем была извлечена оттуда и поэтому получила название "забывшей", т.е. "забытой". Почему она считается Богородичной - неизвестно - вероятно, местные грамотеи не сумели правильно понять её сложных изображений. Икона эта довольно большая, в аршин высоты. На белом, цвета слоновой кости, фоне, окаймлённом тёмною полосою, изображены 9 медальонов, из них средний - круглый, с огненно-красной каймой; остальные медальоны - овальные, в золочёных ажурных рамках из плодов, ветвей и завитков в стиле барокко. По-видимому, икона принадлежит к началу XVIII века. В середине центрального медальона выдолблено углубление в 1 кв. вершок - здесь ранее была вставлена маленькая иконка, изображавшая будто бы Спасителя, ныне утраченная. В 8 боковых медальонах находятся изображения страстей Господних: 1) моление очами; 2) суд над Христом у Анны и Кайафы, 3) Христос в терновом венце, 4) истязания Христа (надпись: "бияше Христа у столпа хврастием и бичами"), 5) несение креста, 6) распятие, 7) снятие со креста и 8) положение во гроб.

В церкви имеется Евангелие 1759 года, а также Евангелие на черемисском языке, изданное в Петрограде[4] в 1821 г. Н. Гречем (изд. Библейского Общества?), книга архимандрита Иннокентия "Начертание церковной истории", изд. 1812 года, в архиве дела начиная с указов 1719 года, росписи 1802-1820 г., ведомости о рождающихся 1802-1835 г.

Главную достопримечательность Бурецкой церкви составляет деревянная статуя Христа, хранящаяся в ризнице (где помещается и церковный архив). Статуя эта, по преданию, - местного производства, сделана в самом Бурце. Человек, сделавший её из дерева, долгое время не мог достигнуть желаемого результата, и попытки его были неудачны. Таким образом он испортил 5 статуй, и они были пущены в воду в р. Вятку. На шестой раз он сумел сделать подобающее изображение, и эта статуя помещается в церкви. Среди местных крестьян статуя Христа пользуется огромнейшим почитанием. Вследствие запретительных указов со стороны епархиального начальства, статуя в настоящее время вынесена из самой церкви в ризницу, раньше же она стояла в самом храме и служила предметом открытого поклонения. Теперь её вносят в церковь и ставят перед народом раз в год - в храмовый праздник Владимирской Б.М., когда в Бурец стекается множество богомольцев со всех окрестностей. Перед статуей служат молебны и приносят обильные приношения - полотенца, холст, яйца и т.п. Статуя была нами осмотрена, но приобрести её для Малмыжского Музея не удалось: духовенство слишком дорожит ею, как источником дохода, а население слишком почитает это священное изображение. Между тем, приобретение статуи Христа для Малмыжского Музея имело бы большой интерес, так как подобные изображения являются довольно редкими. В Вятской губернии статуи Христа нам известны в двух пунктах - в Кукарке, в часовне около собора, и в Вятке, в женском монастыре.

После осмотра церкви - одной из интереснейших и старейших в Малмыжском уезде - мы воспользовались приглашением о. Владимира Катаева и провели вечер в его гостеприимном семействе, попав как раз на семейный праздник - именины одной из дочерей радушного хозяина.

На следующее утро мы посетили о. диакона П.П. Клюкина. Он сообщил нам некоторые сведения о Старом Бурце. На месте села в старину была татарская деревня, называвшаяся "Сардык". На месте теперешней церкви было татарское кладбище, и когда строили церковные ворота, то было найдено много скелетов, хотя русские у церкви никогда не хоронили. От него же мы узнали некоторые сведения о селе Старой Кильмези. Оказывается, это село было ранее скитом Седмиозёрской пустыни, которая находится близ Казани. В д. Кайлуде (за р. Вяткою) имеется целая коллекция вотских идолов.

Бурец - старинная помещичья вотчина. В 1648 году деревня Бурец принадлежала Хохлову. В отличие от Нового Бурца, где жили государственные крестьяне, Старый Бурец называется "Барским". Население Барского Бурца - переведенцы из каких-то центральных губерний. Они резко выделяются от окрестных крестьян своим акающим говором. Сохранили бурецкие крестьяне и другие этнографические особенности, например, они носят кокошники. Насколько известно, в Малмыжском уезде кокошники имеются только в одном селении - Старом Бурце. Отсюда происходят кокошники, приобретённые для Малмыжского Исторического Общества Анной Михайловной Худяковой. Замужние женщины носят кокошники, девушки - так называемые "ленты". Особенности костюма составляют также синие сарафаны, обшитые позументом, и "курники". Нам удалось приобрести, для Музея Малмыжского Исторического Общества один кокошник. Он был куплен у Григория Панашева за 5 рублей. В настоящее время кокошники надеваются дважды в год - в "кузьминки" (1 ноября), когда девушки ведут посидел(н?)ки, и в Крещение (6 января), когда невесты, сговорившиеся на святках, идут в церковь.

От Григория Панашева мы узнали также, что в Бурце своеобразно справляются свадьбы. Участвующие в свадебном поезде парни - дружки и т.д. прикрепляют на плечи своеобразные, расшитые бисером, эполеты, надевают через плечо широкие цветные ленты и украшают себя множеством ленточек. У крестьянина Максима Иванова имеется старинная сабля, но нам увидеть её не удалось.

Примечание. На Святках в Ст. Бурце устраивается ежегодно представление какой-то старинной пьесы своеобразного народного театра. В этой пьесе участвует царь (чуть ли не Максимиан), работники, солдаты и т.д. Каждый год разыгрывается одна и та же традиционная пьеса, и одни и те же крестьяне исполняют роли одних и тех же действующих лиц. Этот интереснейший факт существования в с. Ст. Бурце народной драмы - представляет редкое и своеобразное явление в Малмыжском уезде, достойное подробного изучения.

При Бурецкой церкви, в амбаре, хранится старинная пушечка малых размеров. Из неё, по старинной традиции, ежегодно стреляют в Пасхальную ночь во время крестного хода перед заутреней. В прежнее время здесь была пушка несколько больших размеров, но однажды её при выстреле разорвало. Бурецкие жители были весьма опечалены этим и стали разыскивать новую пушку, которая заменила бы прежнюю. Такая пушка разыскалась в д. Мамашерове, у шерстобита Гизята. %Существование Мамашеровской пушки подтверждает предание о том, что в окрестностях Мамашерова и Сардыка существовали русские сторожевые башни с огнестрельным оружием, сооружённые в эпоху покорения края.% У него её и купили за 6 рублей. Эта самая пушка употребляется и до настоящего времени.

Село Старый Бурец представляет в высшей степени важный и интересный в этнографическом отношении пункт в Малмыжском уезде. Своеобразный состав населения, уцелевшие здесь архаические особенности старинных обычаев (статуя Христа, пушка, кокошники, театр), привязанность населения к старине - всё это привлекает внимание и заслуживает основательного исследования со стороны Малмыжского Исторического Общества.

Завербование в члены Исторического Общества П.П. Клюкина, который пожелал быть полезным сотрудником Общества и заручившись от о. Владимира Катаева обещанием прислать Общесту историческую записку относительно местной чтимой иконы Владимирской Б.М., мы покинули Бурец и направились в Малмыж через Буртек и Постниково.


Примечания

  1. Историческое общество в городе Малмыже было создано по инициативе М.Г. Худякова, при поддержке со стороны членов Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском университете. 14 октября 1917 года было устроено собрание первых учредителей, на котором выработан проект устава. 19 января 1918 года состоялось организационное собрание, 21 января Историческое общество в городе Малмыже было открыто. Одной из первых форм работы членов Общества были краеведческие экспедиции по территории Малмыжского уезда.
  2. Один из участников экспедиции.
  3. Знаком (?) автор обозначает моменты, где он сам не уверен в их точности.
  4. В 1821 году город назывался: Петербург. Переименован в Петроград в 1914 году, после начала Первой мировой войны.