Пароход «Дед» — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 51: | Строка 51: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
+ | * Рассказ А.П. Бибика [[Рассказ "На пристани"|"На пристани"]]. | ||
* http://www.oldriver.ru/ships/s-384.html | * http://www.oldriver.ru/ships/s-384.html | ||
* http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka3_4_7&NUMBER=number3 | * http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka3_4_7&NUMBER=number3 | ||
[[Категория:Пароходство]][[Категория:Гражданская война]] | [[Категория:Пароходство]][[Категория:Гражданская война]] |
Версия 15:45, 2 августа 2020
«Дед» («Ф. Энгельс») - колёсный буксирно-пассажирский пароход, ходивший по рекам Вятке, Каме, Волге.
Эксплуатационные характеристики судна
Грузо-пассажирский «Дед» был заложен в августе 1899 г. вместе с другим подобным пароходом «Отец». Оба этих судна, первоначально принадлежавших ТВВП, объединяет не только место и время постройки (завод Любимова в Перми, 1900), но и общность эксплуатационных характеристик:
- Корпус
- основной материал, из которого сделан корпус - железо.
- длина наибольшая – 53,33 м;
- ширина с кожухами – 9,95 м;
- осадка без груза – 0,57 м, при полной нагрузке - 0,88 м
- Машина
- тип - паровой двигатель Компаунд с холодильником;
- мощность – 200 лошадиных сил (50 номинальных сил);
- род потребляемого судном топлива - нефть, (после национализации 1919 года - нефть и дрова);
- количество топлива, потребляемого машиной - 10 пудов в час.
- Пассажировместимость (чел.)
- 1-ый класс - 14, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 300 (1902 г.),
- 1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 275 (1908 г.),
- 1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 251 (1914 г.),
- число пассажиров: палубных - 251, каютных - 43 (1921 г.).
- число служащих на судне (чел.) - 22 (1902, 1908, 1914).
- число судовой команды: палубной - 27, машинной - 13 (1921)
- Грузоподъёмность
- наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 65.52 (1902), 81.89 (1908), 131.04 (1914), 65.52 (1919, 1921)
- наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 1965.6 (1902)
Биография судна
Владельцы:
- С 1900 года - торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова».
- С 1902 года - акционерное Товарищество Вятско-Волжского пароходства (ТВВП).
- В 1918 году национализирован и передан Главоду.
Назначение судна: буксирно-товаро-пассажирское (1902), товаро-пассажирское (1908, 1914, 1919), пассажирское (1921)
В мае 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку, зачислен в состав 5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии. В мае 1919 года на реке Вятке при попытке перехода на сторону белых обстрелян артиллерией красных и потоплен.
В 2 часа 6 мая нашей батареей был потоплен наш пароход «Дед» – выкинувший белый флаг и перешедший на сторону белых.
— Из журнала боевых действий 28 стрелковой дивизии.
Дело было так. Пассажирский пароход «Дед» под командованием капитана Конюхова следовал вверх до Вятских Полян, где он должен был присоединиться к десантным судам. Серым утром, когда пароход проходил мимо села Крымской Слудки, занятого белогвардейцами, по пароходу было дано несколько винтовочных выстрелов. Капитан Конюхов немедленно дал команду поднять на мачту белый флаг и быстро приблизился к берегу. Всё это произошло так неожиданно и быстро, что члены судовой команды ничего не успели сделать. Так пароход «Дед» оказался во власти белых.
Белогвардейцам пароход нужен был для переправы. Но их надежды не оправдались: послышался артиллерийский залп с правого берега, и меткий снаряд попал в корпус парохода. Он медленно затонул.
— В. Цыбин. Боевые дни на реке Вятке. // «Кировская искра» (Уржумская районная газета), 1968 г., № 23-24 (24.02) - http://urzhumlib.ru/vospominaniya-uchastnikov-revolyucii-v-urzhumskom-uezde/
Летом 1919 года восстановлен.
В 1932 году при капремонте удлинён корпус, произведена переборка паровой машины. Судно сменило имя - «Ф. Энгельс».
После навигации 1963 года списан из-за плохого состояния и в 1964 году разобран на лом.