Переправы на южной Вятке — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
 
* [[Старый Бурец]]  
 
* [[Старый Бурец]]  
 
* [[Слудка]]  
 
* [[Слудка]]  
 +
* [[Мухино]]
 
* [[Село Вятские Поляны|Поляны]]  
 
* [[Село Вятские Поляны|Поляны]]  
 
* [[Старая Белогузка|Белогузка]]  
 
* [[Старая Белогузка|Белогузка]]  
 +
 +
Доход от таких перевозов поступал сельскому обществу. Например, перевоз у села Слудка имел годовой доход 20 рублей.
 +
 
Паромы приводились в движение вручную с помощью специального гребного механизма, специально нанятыми людьми, либо самими переправляющимися.  
 
Паромы приводились в движение вручную с помощью специального гребного механизма, специально нанятыми людьми, либо самими переправляющимися.  
 
[[Файл:Паром в Вятских Полянах.jpg|thumb|400px]]
 
[[Файл:Паром в Вятских Полянах.jpg|thumb|400px]]

Версия 13:26, 17 сентября 2019

В середине 19 века на реке Вятке не было постоянных мостов, и летом переправа производилась на специальных плавсредствах. Переправы и перевозы обеспечивали нормальное функционирование почтовых трактов.

На территории Малмыжского уезда действовали две казённые переправы:

Эти переправы обслуживались небольшим штатом из паромщиков и лодочников.

Кроме этого были организованы общественные перевозы на плотах, лодках и паромах в деревнях:

Доход от таких перевозов поступал сельскому обществу. Например, перевоз у села Слудка имел годовой доход 20 рублей.

Паромы приводились в движение вручную с помощью специального гребного механизма, специально нанятыми людьми, либо самими переправляющимися.

Паром в Вятских Полянах.jpg

Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской средней школы № 2):

"Паром представлял собой две громадные лодки-завозни, метров по десять-двенадцать длиной. Завозни располагались рядом и средняя часть перекрывалась настилом, где размещались лошади с телегами. Всего помещалось восемь-десять подвод. По сторонам настила делалось ограждение из жердей. Для въезда и выезда часть жердей в середине парома сдвигались. Передвигался паром за счёт гребного колеса, которое располагалось между завознями. Вертели это колесо из завозней шесть-восемь человек; весной, когда течение было сильное, ещё два-четыре человека помогали верёвками с настила. Управлял ходом парома при помощи рулевого весла опытный паромщик. На каждом берегу, как и сейчас, были мостки для въезда, правда, деревянные. Паром отчаливал, когда наберётся необходимое количество возов или когда наберётся людей вертеть колесо."


На каждом перевозе обычно имелась изба-сторожка, где ночевал перевозчик.

Источники

  • Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб: Изд. Генштаба, 1850. - С.21.
  • Река Вятка в прошлом