Переправы на южной Вятке — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
* [[Старый Бурец]] | * [[Старый Бурец]] | ||
* [[Слудка]] | * [[Слудка]] | ||
+ | * [[Мухино]] | ||
* [[Село Вятские Поляны|Поляны]] | * [[Село Вятские Поляны|Поляны]] | ||
* [[Старая Белогузка|Белогузка]] | * [[Старая Белогузка|Белогузка]] | ||
+ | |||
+ | Доход от таких перевозов поступал сельскому обществу. Например, перевоз у села Слудка имел годовой доход 20 рублей. | ||
+ | |||
Паромы приводились в движение вручную с помощью специального гребного механизма, специально нанятыми людьми, либо самими переправляющимися. | Паромы приводились в движение вручную с помощью специального гребного механизма, специально нанятыми людьми, либо самими переправляющимися. | ||
[[Файл:Паром в Вятских Полянах.jpg|thumb|400px]] | [[Файл:Паром в Вятских Полянах.jpg|thumb|400px]] |
Версия 13:26, 17 сентября 2019
В середине 19 века на реке Вятке не было постоянных мостов, и летом переправа производилась на специальных плавсредствах. Переправы и перевозы обеспечивали нормальное функционирование почтовых трактов.
На территории Малмыжского уезда действовали две казённые переправы:
- Гоньбинская переправа, расположенная на большом Сибирском тракте, где имелись для этого 5 паромов и 5 лодок.
- Нижнешунская переправа, расположенная на Вятско-Уфимском тракте (Елабужской дороге), где держали 3 парома и 3 лодки.
Эти переправы обслуживались небольшим штатом из паромщиков и лодочников.
Кроме этого были организованы общественные перевозы на плотах, лодках и паромах в деревнях:
- Горки
- Черемисский Малмыж (Мари-Малмыж)
- Ахпай
- Старый Бурец
- Слудка
- Мухино
- Поляны
- Белогузка
Доход от таких перевозов поступал сельскому обществу. Например, перевоз у села Слудка имел годовой доход 20 рублей.
Паромы приводились в движение вручную с помощью специального гребного механизма, специально нанятыми людьми, либо самими переправляющимися.
Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской средней школы № 2):
"Паром представлял собой две громадные лодки-завозни, метров по десять-двенадцать длиной. Завозни располагались рядом и средняя часть перекрывалась настилом, где размещались лошади с телегами. Всего помещалось восемь-десять подвод. По сторонам настила делалось ограждение из жердей. Для въезда и выезда часть жердей в середине парома сдвигались. Передвигался паром за счёт гребного колеса, которое располагалось между завознями. Вертели это колесо из завозней шесть-восемь человек; весной, когда течение было сильное, ещё два-четыре человека помогали верёвками с настила. Управлял ходом парома при помощи рулевого весла опытный паромщик. На каждом берегу, как и сейчас, были мостки для въезда, правда, деревянные. Паром отчаливал, когда наберётся необходимое количество возов или когда наберётся людей вертеть колесо."
На каждом перевозе обычно имелась изба-сторожка, где ночевал перевозчик.
Источники
- Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб: Изд. Генштаба, 1850. - С.21.
- Река Вятка в прошлом