Переправы на южной Вятке
В середине 19 века на реке Вятке не было постоянных мостов, и летом переправа производилась на специальных плавсредствах. Переправы и перевозы обеспечивали нормальное функционирование почтовых трактов.
На территории Малмыжского уезда действовали две казённые переправы:
- Гоньбинская переправа, расположенная на большом Сибирском тракте, где имелись для этого 5 паромов и 5 лодок.
- Нижнешунская переправа, расположенная на Вятско-Уфимском тракте (Елабужской дороге), где держали 3 парома и 3 лодки.
Эти переправы обслуживались небольшим штатом из паромщиков и лодочников.
Кроме этого были организованы общественные перевозы на плотах, лодках и паромах в деревнях:
- Горки
- Черемисский Малмыж (Мари-Малмыж)
- Ахпай
- Старый Бурец
- Слудка
- Мухино
- Поляны
- См. заметку в "Вятских губернских ведомостях" о происшествии со спасением утопающих на Сосновской переправе.
Доход от таких перевозов поступал сельскому обществу. Например, перевоз у села Слудка имел годовой доход 20 рублей.
Паромы приводились в движение вручную с помощью специального гребного механизма, специально нанятыми людьми, либо самими переправляющимися.
На каждом перевозе обычно имелась изба-сторожка, где ночевал перевозчик.
Источники
- Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб: Изд. Генштаба, 1850. - С.21.
- Река Вятка в прошлом