Речное судоходство Вятских Полян — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Пристани села Вятские Поляны == | == Пристани села Вятские Поляны == | ||
− | История [[Вятские Поляны|Вятских Полян]] тесно связана с судоходной [[Вятка (река)|рекой Вяткой]]. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме. | + | История [[Вятские Поляны|Вятских Полян]] тесно связана с судоходной [[Вятка (река)|рекой Вяткой]]. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме<ref>Самые первые два парохода на реке Каме были построены зимой 1816/17 года мастеровыми людьми Пожвинского завода. На пароходах в течение всей навигации 1817 года происходили речные прогулки с пассажирами по Каме и Волге. В сентябре 1817 года пароходы прибыли в Казань и из-за раннего похолодания были вынуждены остаться на зимовку у села Тихие Горы. Весной 1818 года, после зимовки, оба пожвинских парохода затонули около Тихих Гор. (см. [https://nashural.ru/Spravka/pervie-parohody-na-kame.htm Первые на Каме пароходы])</ref>. |
− | * | + | * '''Прозоровская пристань''' |
− | * Небогатиковская пристань | + | |
+ | «Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».<ref>Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.</ref> | ||
+ | |||
+ | Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «[[Прозоровская гора]]». | ||
+ | |||
+ | * '''Небогатиковская пристань''' | ||
Пристань принадлежала пароходству Торгового дома [[Небогатиковы (купеческая династия)|"Я.Е. Небогатикова сыновья"]] (из Нолинска). | Пристань принадлежала пароходству Торгового дома [[Небогатиковы (купеческая династия)|"Я.Е. Небогатикова сыновья"]] (из Нолинска). | ||
Строка 9: | Строка 14: | ||
В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами. | В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами. | ||
− | * | + | * '''Булычевская пристань''' |
− | + | Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа). | |
− | + | ||
− | + | ||
До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни [[Село Вятские Поляны|села Вятские Поляны]]. | До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни [[Село Вятские Поляны|села Вятские Поляны]]. |
Версия 00:15, 14 января 2017
Содержание
Пристани села Вятские Поляны
История Вятских Полян тесно связана с судоходной рекой Вяткой. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме[1].
- Прозоровская пристань
«Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».[2]
Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «Прозоровская гора».
- Небогатиковская пристань
Пристань принадлежала пароходству Торгового дома "Я.Е. Небогатикова сыновья" (из Нолинска).
В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.
- Булычевская пристань
Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа).
До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни села Вятские Поляны.
Обязательным атрибутом любого парохода был гудок. Подходя к пристани, пароход давал один длинный гудок, извещающий о прибытии. Тембр гудка был свой у каждого парохода, так что жители села уже по звуку сигнала знали, какое судно пришло. При отправлении от пристани давались три коротких гудка. Звуковые сигналы подавались также при движении в тумане. Была традиция подавать прощальные гудки в конце навигации, когда пароход уходил в затон на зиму. При первом выходе корабля весной в начале навигации обычно его расцвечивали флагами. В это время много народа выходило на берег встречать пароходы.
— "Река Вятка в прошлом" - Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской ср. шк. № 2)
Пристань "Вятские Поляны"
Речная пристань в Вятских Полянах была организована в 1918 году на основании декрета Совнаркома «О национализации товарного флота». В июне 1929 года в связи с образованием Вятскополянского района пристань выполняла важнейшие транспортные функции, являясь перевалочным пунктом существовавшего в то время АО «Союзтранс».
Если раньше с самого возникновения сплава леса плоты сплавлялись самосплавом, то начиная с 30-х годов, стали буксировать пароходами. Пристань перерабатывала около 100 тыс. тонн различных грузов (соль, сахар, мануфактура, сельскохозяйственные продукты и инвентарь, скобяные изделия и др.)
В годы Великой Отечественной войны пристань была первичным пунктом отправки продовольственных грузов на фронт и прифронтовые города, являлась главной артерией сплавки леса, топлива, оборудования для промышленных заводов Вятских Полян и Сосновки. Вятские пароходы участвовали в боях на переправах Сталинграда.
Не менее напряженными были первые послевоенные годы: основная часть грузов приходилась на водный транспорт. Первый кран грузоподъемностью в полторы тонны появился в 1951 году и позволил автоматизировать погрузку и выгрузку грузов.
Речной вокзал
В 60-х годах XX века на смену колесным пароходам пришли пассажирские теплоходы «Кировец», «Щербаковец», «Дзержинец» и др. В местах швартовки судов были установлены плавпавильоны, а в Вятских Полянах появился большой дебаркадер.
В 1970-е г.г. стали использоваться новые комфортабельные скоростные суда типа «Зарница» и «Заря».
Речной вокзал являлся одной из достопримечательностей города Вятские Поляны.
Здание вокзала сгорело полностью в 1999 году во время пожара.
Порт "Вятские Поляны"
Пристань "Вятские Поляны" получила название "порт" в 1963-1964 годы (вместе с пристанью "Котельнич").
Пристань, где раньше грузчики переносили все грузы на спине, постепенно превращалась в могучий современный речной порт, принимающий до 60 судов, имея три плавучих крана, с высотой стрелы до 30 метров, 2 портальных крана штучных грузов. За навигацию порт обрабатывал около 2 миллионов тонн грузов и более 1 миллиона кубометров леса в плотах, а также имел на балансе линейные пристани «Малмыж» и «Гурьевка».
К 1980 году пассажирский причал представлял собой 65-метровый дебаркадер на железобетонном основании.
Со временем в порту появились плавучие ремонтные мастерские, вспомогательный рейдовый и приписной флот, новые скоростные пассажирские суда на воздушной подушке типа «Заря», «Зарница», «Муссон», Бриз», «Волгоград», «ПТ-163».
По объемам перевозок порт занимал одно из ведущих мест в области. По состоянию на 1985 год здесь были построены административное здание, магазин, механизированный склад. К порту было приписано 40 буксирных и пассажирских теплоходов, для зимовки сделан небольшой затон.
Суда, которые в разные периоды были приписаны к порту Вятские Поляны:
- Теплоход «ПС–213» ("калоша")
- буксирные теплоходы «Севастополь», «Волгарь», «РТ-385»,
- пассажирские суда "Орион-02" и «Москва-116»
Начальник речного порта города Вятские Поляны Н.Д. Рыболовлев в 1988 году был удостоен звания «Почётный гражданин города Вятские Поляны».
ООО "Порт Вятские Поляны"
В 2003 году произошла реорганизация, речной порт преобразован в ООО «Порт Вятские Поляны».
Производство:
- добыча и реализация нерудно-строительных материалов с последующей переработкой и получением гравия и крупнозернистого песка;
- услуги спецтехники;
- грузоперевозки (автомобильным и речным транспортом);
- услуги плавкрана.
Почтовый адрес: Пристанская, д. 1-а
Список судов, приписанных к порту Вятские Поляны
Название | Проект | Борт. № | Рег. № | Стр. № | Постр. | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
06-30 | Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 | - | 226595 | 1071 | 1989 | МП "Благоустройство города Вятские Поляны" |
2049 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | - | 198772 | 2049 | 1980 | OOO "Порт "Вятские Поляны" |
5190 | Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б | - | 160738 | - | 1969 | ООО Вятское речное пароходство |
5207 | Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б | - | 161073 | - | 1971 | ООО Вятское речное пароходство |
610 | Тип Путейский (пр. 391, А, Б, Б1, БМ), проект 391А В-12-3973 | - | 190782 | 73 | 08.08.1975 | Росрыболовство ФГБУ "Средневолжрыбвод" |
Аванбек | Тип БКТ (Бурлак) (проект 14700, 14701), проект 14700 | В-19-5030 | 217877 | 5801 | 1986 | ОАО Мостотрeст |
Брандвахта №781 | Проект 70, 70Б | - | 161368 | - | 07.1974 | ООО Вятское речное пароходство |
Вятские Поляны | Тип БТ, БМ, Ангара, проект Р-96Б | - | 218683 | - | 12.1985 | ООО Вятское речное пароходство |
Вятский-201 | Тип БТ (пр. 813хх), проект 81343 | - | 223186 | - | 09.1990 | ООО Вятское речное пароходство |
Гидролог-2 | Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 | - | 226679 | 1099 | 1990 | ФГУ Гидрометфлот Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
КПЛ-79 | Тип КПЛ-16-30, проект 81050 | - | 223028 | 79 | 30.04.1988 | ООО Вятское речное пароходство |
КПЛ-297 | Тип КПЛ-16-30, проект 81050 | - | 227145 | 297 | 1991 | ООО Вятское речное пароходство |
КПЛ-2065 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | - | 207890 | - | 05.1982 | ООО Вятское речное пароходство |
Малмыж | Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 | - | 223179 | - | 12.1988 | ООО Вятское речное пароходство |
РТ-361 | Тип РТ-300, проект 911В В-09-2663 | - | 092151 | - | 1976 | ООО Вятское речное пароходство |
Тибет-1 | Тип Костромич, проект 1606 | - | 97143 | 343 | 1978 | ООО "Кирпичное производство" |
ТМ-081 | Проект Р-146, Р-146А | В-08-2336 | 092718 | - | 1987 | Администрация Волжского БВВП |
Уржум | Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 | - | 218804 | 1 | 30.06.1987 | Прочие (Россия) |
Списанные, переданные и переименованные суда
Название | Проект | Борт. № | Рег. № | Стр. № | Постр. | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
8102 | Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) | В-09-2560 | 218687 | 2 | 15.02.1986 | ООО Вятское речное пароходство |
8118 | Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) | В-09-2571 | 223180 | 17 | 27.12.1988 | ООО Вятское речное пароходство |
Дунайский-18 | Тип Дунайский, проект 112 | В-04-729 | 142951 | - | 28.12.1961 | ООО Вятская судоходная компания |
Луч-16 | Тип Луч, проект 14351 | В-09-2657 | 225553 | 115 | 1990 | ООО Вятское речное пароходство |
Луч-16 | Тип Луч, проект 14351 | - | 225553 | 115 | 1990 | ООО Вятское речное пароходство |
Портовый-3 | Проект 2586 | - | 182175 | 111 | 13.08.1974 | ООО Вятское речное пароходство |
Ссылки
- http://port-polyany.ru/ - сайт речного порта
- Песок, ПГС, Гравий/ООО "Порт Вятские Поляны"- Страница в соцсети ВКонтакте.
Примечания
- ↑ Самые первые два парохода на реке Каме были построены зимой 1816/17 года мастеровыми людьми Пожвинского завода. На пароходах в течение всей навигации 1817 года происходили речные прогулки с пассажирами по Каме и Волге. В сентябре 1817 года пароходы прибыли в Казань и из-за раннего похолодания были вынуждены остаться на зимовку у села Тихие Горы. Весной 1818 года, после зимовки, оба пожвинских парохода затонули около Тихих Гор. (см. Первые на Каме пароходы)
- ↑ Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.