Речное судоходство Вятских Полян — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
== Пристани села Вятские Поляны ==
 
== Пристани села Вятские Поляны ==
История [[Вятские Поляны|Вятских Полян]] тесно связана с судоходной [[Вятка (река)|рекой Вяткой]]. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме.  
+
История [[Вятские Поляны|Вятских Полян]] тесно связана с судоходной [[Вятка (река)|рекой Вяткой]]. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме<ref>Самые первые два парохода на реке Каме были построены зимой 1816/17 года мастеровыми людьми Пожвинского завода. На пароходах в течение всей навигации 1817 года происходили речные прогулки с пассажирами по Каме и Волге. В сентябре 1817 года пароходы прибыли в Казань и из-за раннего похолодания были вынуждены остаться на зимовку у села Тихие Горы. Весной 1818 года, после зимовки, оба пожвинских парохода затонули около Тихих Гор. (см. [https://nashural.ru/Spravka/pervie-parohody-na-kame.htm Первые на Каме пароходы])</ref>.  
  
* Булычевская пристань
+
* '''Прозоровская пристань'''
* Небогатиковская пристань
+
 
 +
«Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».<ref>Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.</ref>
 +
 
 +
Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «[[Прозоровская гора]]».
 +
 
 +
* '''Небогатиковская пристань'''
  
 
Пристань принадлежала пароходству Торгового дома [[Небогатиковы (купеческая династия)|"Я.Е. Небогатикова сыновья"]] (из Нолинска).  
 
Пристань принадлежала пароходству Торгового дома [[Небогатиковы (купеческая династия)|"Я.Е. Небогатикова сыновья"]] (из Нолинска).  
Строка 9: Строка 14:
 
В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.
 
В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.
  
* Прозоровская пристань
+
* '''Булычевская пристань'''
  
«Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».<ref>Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.</ref>
+
Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа).  
 
+
Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «[[Прозоровская гора]]».
+
  
 
До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни [[Село Вятские Поляны|села Вятские Поляны]].  
 
До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни [[Село Вятские Поляны|села Вятские Поляны]].  

Версия 00:15, 14 января 2017

Пристани села Вятские Поляны

История Вятских Полян тесно связана с судоходной рекой Вяткой. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме[1].

  • Прозоровская пристань

«Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».[2]

Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «Прозоровская гора».

  • Небогатиковская пристань

Пристань принадлежала пароходству Торгового дома "Я.Е. Небогатикова сыновья" (из Нолинска).

В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.

  • Булычевская пристань

Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа).

До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни села Вятские Поляны.

Обязательным атрибутом любого парохода был гудок. Подходя к пристани, пароход давал один длинный гудок, извещающий о прибытии. Тембр гудка был свой у каждого парохода, так что жители села уже по звуку сигнала знали, какое судно пришло. При отправлении от пристани давались три коротких гудка. Звуковые сигналы подавались также при движении в тумане. Была традиция подавать прощальные гудки в конце навигации, когда пароход уходил в затон на зиму. При первом выходе корабля весной в начале навигации обычно его расцвечивали флагами. В это время много народа выходило на берег встречать пароходы.

— "Река Вятка в прошлом" - Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской ср. шк. № 2)


Пристань "Вятские Поляны"

Речная пристань в Вятских Полянах была организована в 1918 году на основании декрета Совнаркома «О национализации товарного флота». В июне 1929 года в связи с образованием Вятскополянского района пристань выполняла важнейшие транспортные функции, являясь перевалочным пунктом существовавшего в то время АО «Союзтранс».

Если раньше с самого возникновения сплава леса плоты сплавлялись самосплавом, то начиная с 30-х годов, стали буксировать пароходами. Пристань перерабатывала около 100 тыс. тонн различных грузов (соль, сахар, мануфактура, сельскохозяйственные продукты и инвентарь, скобяные изделия и др.)

В годы Великой Отечественной войны пристань была первичным пунктом отправки продовольственных грузов на фронт и прифронтовые города, являлась главной артерией сплавки леса, топлива, оборудования для промышленных заводов Вятских Полян и Сосновки. Вятские пароходы участвовали в боях на переправах Сталинграда.

Не менее напряженными были первые послевоенные годы: основная часть грузов приходилась на водный транспорт. Первый кран грузоподъемностью в полторы тонны появился в 1951 году и позволил автоматизировать погрузку и выгрузку грузов.

Речной вокзал Вятские Поляны.
Беседка у речного вокзала.

Речной вокзал

В 60-х годах XX века на смену колесным пароходам пришли пассажирские теплоходы «Кировец», «Щербаковец», «Дзержинец» и др. В местах швартовки судов были установлены плавпавильоны, а в Вятских Полянах появился большой дебаркадер.

В 1970-е г.г. стали использоваться новые комфортабельные скоростные суда типа «Зарница» и «Заря».

Речной вокзал являлся одной из достопримечательностей города Вятские Поляны.

Здание вокзала сгорело полностью в 1999 году во время пожара.

Порт "Вятские Поляны"

Пристань "Вятские Поляны" получила название "порт" в 1963-1964 годы (вместе с пристанью "Котельнич").

Пристань, где раньше грузчики переносили все грузы на спине, постепенно превращалась в могучий современный речной порт, принимающий до 60 судов, имея три плавучих крана, с высотой стрелы до 30 метров, 2 портальных крана штучных грузов. За навигацию порт обрабатывал около 2 миллионов тонн грузов и более 1 миллиона кубометров леса в плотах, а также имел на балансе линейные пристани «Малмыж» и «Гурьевка».

К 1980 году пассажирский причал представлял собой 65-метровый дебаркадер на железобетонном основании.

Со временем в порту появились плавучие ремонтные мастерские, вспомогательный рейдовый и приписной флот, новые скоростные пассажирские суда на воздушной подушке типа «Заря», «Зарница», «Муссон», Бриз», «Волгоград», «ПТ-163».

По объемам перевозок порт занимал одно из ведущих мест в области. По состоянию на 1985 год здесь были построены административное здание, магазин, механизированный склад. К порту было приписано 40 буксирных и пассажирских теплоходов, для зимовки сделан небольшой затон.

Суда, которые в разные периоды были приписаны к порту Вятские Поляны:

  • Теплоход «ПС–213» ("калоша")
  • буксирные теплоходы «Севастополь», «Волгарь», «РТ-385»,
  • пассажирские суда "Орион-02" и «Москва-116»

Начальник речного порта города Вятские Поляны Н.Д. Рыболовлев в 1988 году был удостоен звания «Почётный гражданин города Вятские Поляны».

ООО "Порт Вятские Поляны"

Речной порт Вятские Поляны.jpg
Суда в речном порту Вятские Поляны.
РТ-360 · РТ-368 · Уржум · Вятский-201 · Гидролог-2

В 2003 году произошла реорганизация, речной порт преобразован в ООО «Порт Вятские Поляны».

Производство:

  • добыча и реализация нерудно-строительных материалов с последующей переработкой и получением гравия и крупнозернистого песка;
  • услуги спецтехники;
  • грузоперевозки (автомобильным и речным транспортом);
  • услуги плавкрана.

Почтовый адрес: Пристанская, д. 1-а

Список судов, приписанных к порту Вятские Поляны

Название Проект Борт. № Рег. № Стр. № Постр. Владелец
06-30 Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 - 226595 1071 1989 МП "Благоустройство города Вятские Поляны"
2049 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 - 198772 2049 1980 OOO "Порт "Вятские Поляны"
5190 Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б - 160738 - 1969 ООО Вятское речное пароходство
5207 Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б - 161073 - 1971 ООО Вятское речное пароходство
610 Тип Путейский (пр. 391, А, Б, Б1, БМ), проект 391А В-12-3973 - 190782 73 08.08.1975 Росрыболовство ФГБУ "Средневолжрыбвод"
Аванбек Тип БКТ (Бурлак) (проект 14700, 14701), проект 14700 В-19-5030 217877 5801 1986 ОАО Мостотрeст
Брандвахта №781 Проект 70, 70Б - 161368 - 07.1974 ООО Вятское речное пароходство
Вятские Поляны Тип БТ, БМ, Ангара, проект Р-96Б - 218683 - 12.1985 ООО Вятское речное пароходство
Вятский-201 Тип БТ (пр. 813хх), проект 81343 - 223186 - 09.1990 ООО Вятское речное пароходство
Гидролог-2 Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 - 226679 1099 1990 ФГУ Гидрометфлот Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
КПЛ-79 Тип КПЛ-16-30, проект 81050 - 223028 79 30.04.1988 ООО Вятское речное пароходство
КПЛ-297 Тип КПЛ-16-30, проект 81050 - 227145 297 1991 ООО Вятское речное пароходство
КПЛ-2065 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 - 207890 - 05.1982 ООО Вятское речное пароходство
Малмыж Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 - 223179 - 12.1988 ООО Вятское речное пароходство
РТ-361 Тип РТ-300, проект 911В В-09-2663 - 092151 - 1976 ООО Вятское речное пароходство
Тибет-1 Тип Костромич, проект 1606 - 97143 343 1978 ООО "Кирпичное производство"
ТМ-081 Проект Р-146, Р-146А В-08-2336 092718 - 1987 Администрация Волжского БВВП
Уржум Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 - 218804 1 30.06.1987 Прочие (Россия)

Списанные, переданные и переименованные суда

Название Проект Борт. № Рег. № Стр. № Постр. Владелец
8102 Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) В-09-2560 218687 2 15.02.1986 ООО Вятское речное пароходство
8118 Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) В-09-2571 223180 17 27.12.1988 ООО Вятское речное пароходство
Дунайский-18 Тип Дунайский, проект 112 В-04-729 142951 - 28.12.1961 ООО Вятская судоходная компания
Луч-16 Тип Луч, проект 14351 В-09-2657 225553 115 1990 ООО Вятское речное пароходство
Луч-16 Тип Луч, проект 14351 - 225553 115 1990 ООО Вятское речное пароходство
Портовый-3 Проект 2586 - 182175 111 13.08.1974 ООО Вятское речное пароходство

Ссылки

Примечания

  1. Самые первые два парохода на реке Каме были построены зимой 1816/17 года мастеровыми людьми Пожвинского завода. На пароходах в течение всей навигации 1817 года происходили речные прогулки с пассажирами по Каме и Волге. В сентябре 1817 года пароходы прибыли в Казань и из-за раннего похолодания были вынуждены остаться на зимовку у села Тихие Горы. Весной 1818 года, после зимовки, оба пожвинских парохода затонули около Тихих Гор. (см. Первые на Каме пароходы)
  2. Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.