Свято-Троицкая церковь в Новом Бурце — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 4 промежуточных версий 1 участника)
Строка 13: Строка 13:
 
26 октября 1825 года первый престол теплой каменной церкви был освящён во имя Святого Димитрия Солунского, с использованием антиминса, взятого из алтаря старого деревянного Дмитриевского храма.  
 
26 октября 1825 года первый престол теплой каменной церкви был освящён во имя Святого Димитрия Солунского, с использованием антиминса, взятого из алтаря старого деревянного Дмитриевского храма.  
  
Из старинных предметов в новый храм были перенесены серебряные с позолотой малые сосуды, древние иконы великомученика Дмитрия Солунского и Владимирской Божией Матери<ref>Вероятно, речь как раз о местночтимой иконе, которую впоследствии перенесли в Старый Бурец.</ref>, а также евангелие 1748 года.<ref>Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1844 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.778, л.280об.</ref>
+
Из старинных предметов в новый храм были перенесены серебряные с позолотой малые сосуды, древние иконы великомученика Дмитрия Солунского и Владимирской Божией Матери, а также евангелие 1748 года.<ref>Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1844 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.778, л.280об.</ref>
  
21 мая 1830 года в Новом Бурце случился сильный пожар, в результате которого застройка села почти полностью выгорела. Пострадала и Дмитриевская церковь: свод яруса звона на колокольне треснул в углах, и с балок попадали колокола, причём трёхпудовый колокол раскололся, а самый тяжёлый оплавился. Сам храм "по наружности обгорел", но внутрь огонь не проник, церковная утварь не пострадала, и службы были продолжены. В рапорте благочинному настоятель отметил, что дьякон и причетник, умело распорядившись, сохранили храм, забыв про собственные дома и имущество, которые полностью сгорели.<ref>Об обгорении в селе Новом Бурце церкви. - ГАКО. Ф.237, оп.133, д.624.</ref>
+
21 мая 1830 года в Новом Бурце случился сильный пожар, в результате которого застройка села почти полностью выгорела. Пострадала и Дмитриевская церковь: свод яруса звона на колокольне треснул в углах, и с балок попадали колокола, причём трёхпудовый колокол раскололся, а самый тяжёлый оплавился. Сам храм "по наружности обгорел", но внутрь огонь не проник, церковная утварь не пострадала, и службы были продолжены. В рапорте благочинному настоятель отметил, что дьякон и причетник, умело распорядившись, сохранили храм, забыв про собственные дома и имущество, которые полностью сгорели.<ref>Об обгорении в селе Новом Бурце церкви (1830 г.). - ГАКО. Ф.237, оп.133, д.624.</ref>
  
 
В 1844 году в приход Дмитриевской церкви входили 10 селений:
 
В 1844 году в приход Дмитриевской церкви входили 10 селений:
Строка 35: Строка 35:
  
 
В феврале 1849 года с колокольни сильным ветром снесло шпиль, который упал на деревянную крышу трапезной и проломил её. Посоветовавшись, прихожане решили разобрать верхний ярус колокольни до основания арочных проёмов, а затем восстановить его за свой счёт "по тому плану, какой выдан на колокольню".<ref>О дозволении исправить колокольню в селе Новобурецком (1849 г.). - ГАКО. Ф.237, оп.152, д.572.</ref>
 
В феврале 1849 года с колокольни сильным ветром снесло шпиль, который упал на деревянную крышу трапезной и проломил её. Посоветовавшись, прихожане решили разобрать верхний ярус колокольни до основания арочных проёмов, а затем восстановить его за свой счёт "по тому плану, какой выдан на колокольню".<ref>О дозволении исправить колокольню в селе Новобурецком (1849 г.). - ГАКО. Ф.237, оп.152, д.572.</ref>
 +
 +
По клировым ведомостям 1872 года приход Троицкой церкви состоял из 10 селений, которые располагались на расстоянии до 20 вёрст от храма. Церковь окружала деревянная ограда, периметр которой составлял 88 сажень. В ограде, кроме церкви, находилась деревянная палатка. Священники имели собственные дома, а земельное владение причта простиралось на 33 десятины. Общая численность прихожан составляла около 2300 человек, из которых русского населения было не более 1300 человек, остальные - крещёные марийцы (черемисы). На территории прихода проживали язычники, не принявшие православную веру - черемисы и башкиры - более 100 человек.<ref>Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1880 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.796, л.222об.</ref>
  
 
В 1877 году Троицкий храм был приписан к приходу [[Владимиро-Богородицкая церковь в Старом Бурце|Владимиро-Богородицкой церкви]] соседнего села Старый Бурец.  
 
В 1877 году Троицкий храм был приписан к приходу [[Владимиро-Богородицкая церковь в Старом Бурце|Владимиро-Богородицкой церкви]] соседнего села Старый Бурец.  
  
1 октября 1885 года при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой через два года уже обучалось 32 человека. Впоследствии эта школа была преобразована в земское училище, с постройкой нового деревянного здания на 100 человек в 1910-1911 годах<ref>По отношению Малмыжского Отделения Сарапульского православного Вознесенского братства о рассмотрении проекта на постройку здания для церковно-приходской школы в селе Ново-Бурецком Малмыжского уезда. - ГАКО. Ф.583, оп.533, д.229.</ref>.  
+
1 октября 1885 года при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой через два года уже обучалось 32 человека. Первоначально для школы арендовали частный дом. Впоследствии эта школа была преобразована в земское училище, с постройкой нового деревянного здания на 100 человек в 1910-1911 годах<ref>По отношению Малмыжского Отделения Сарапульского православного Вознесенского братства о рассмотрении проекта на постройку здания для церковно-приходской школы в селе Ново-Бурецком Малмыжского уезда. - ГАКО. Ф.583, оп.533, д.229.</ref>.  
  
 
По данным на 1893-1894 г.г. в приходе Троицкой церкви действовали также ещё две церковно-приходские школы в д. Каменный Ключ и д. Большой Китяк, которые находились на содержании Православного миссионерского общества.
 
По данным на 1893-1894 г.г. в приходе Троицкой церкви действовали также ещё две церковно-приходские школы в д. Каменный Ключ и д. Большой Китяк, которые находились на содержании Православного миссионерского общества.
  
 
В 1893 году в приходе было организовано церковноприходское попечительство.  
 
В 1893 году в приходе было организовано церковноприходское попечительство.  
 +
 +
В начале ХХ века церкви принадлежали два деревянных дома: один был построен в 1902 году, второй в 1908 году. На церковной земле более 30 лет находился собственный дом псаломщика Симеона Таниевского, но он в 1907 году перенёс сруб, и на этом месте незаконно поселился крестьянин Спиридон Уржумцев.
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Строка 64: Строка 68:
 
{{конец цитаты|источник=[http://rodnaya-vyatka.ru/ve1912/malmyzhskiy-uezd-1 Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ]}}
 
{{конец цитаты|источник=[http://rodnaya-vyatka.ru/ve1912/malmyzhskiy-uezd-1 Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ]}}
  
 +
К середине 1910-х г.г. за приходом по генеральному межеванию числилось нарезанной земли: усадебной 2 дес., пахотной 30 дес., сенокосной 5 дес. 1200 кв.саж. Прихожан: православных русских 1372 человека, крещёных марийцев 119 человек. Приход уже состоял всего из двух селений расстоянием 2-5 вёрст от храма. Главным занятием прихожан было земледелие.
 +
[[Файл:Западный фасад здания Троицкой церкви в Новом Бурце.JPG|thumb|300px|Здание Троицкой церкви в селе Новый Бурец. Западный фасад. 2009 г.]]
 +
[[Файл:Северный фасад здания Троицкой церкви в Новом Бурце.JPG|thumb|300px|Здание Троицкой церкви в селе Новый Бурец. Северный фасад. 2009 г.]]
 
В 1926 году храм был закрыт и разрушен, а священник выселен из села. В доме священника разместилась начальная школа.  
 
В 1926 году храм был закрыт и разрушен, а священник выселен из села. В доме священника разместилась начальная школа.  
 +
{{начало цитаты}}
 +
Нашу церковь закрыли во время раскулачивания. Кулацкого сына Алексея заставили залезть на колокольню и сбросить колокол. За это их не выселили из деревни. Их дома распродали. Их семья после этого жила бедно.
 +
{{конец цитаты|источник=Из воспоминаний Медведевой Зои Владимировны, 1919 года рождения, русской, православной, уроженки с. Новый Бурец. - Полевые материалы [[Участник:Admin|В. Слесарева]], 2002 г.}}
  
Здание храма долгое время пустовало. В 1960 году в нём оборудовали сельский клуб, который в 80-е годы после реконструкции и добавления пристроя преобразовали в Дом культуры.
+
Здание храма долгое время пустовало. В 1960 году в нём оборудовали сельский клуб, который в 80-е годы после реконструкции и добавления пристроя преобразовали в Дом культуры. При этом здание утратило верхние объёмы холодного храма и колокольню, полностью утрачен церковный интерьер, на фасадах стёрты архитектурные детали, оконные проёмы четверика и апсиды были заложены.  
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==

Текущая версия на 11:36, 19 июня 2019

Указом Вятской епархии от 22 апреля 1820 года разрешено в селе Дмитриевском (Новый Бурец) «построить вместо ветхой деревянной Дмитриевской церкви новую каменную церковь», на что Преосвященным Амвросием, епископом Вятским и Слободским, по прошению причта была выдана 31 июля 1822 года храмозданная грамота № 2774.[1] Прошение причта подписали:

  • священник Павел Заволгский,
  • дьякон Михаил Танаевский,
  • пономарь Иван Заволгский,
  • церковный староста (ктитор) крестьянин Алексей Емельянов.[2]

В октябре 1825 года ясашный крестьянин Кондратий Иванович Шелконогов направил прошение епископу Вятскому и Слободскому Павлу. В прошении сообщалось об окончании постройки тёплого придела каменной церкви и готовности его к освящению. По неграмотности просителя документ был подписан находившимся в селе "живописцем" Д.С. Пановым. Можно предположить, что Панов расписывал алтарную часть тёплого храма, где, согласно описи, составленной епископу благочинным протоиереем Симеоном Шубиным, имелись изображения Вседержителя, Иоанна Предтечи и образ Божией Матери "Умиление". Кроме того, в описи имелись и другие сведения о вновь построенном храме. Так, длина его с папертью, "на которой и колокольница", составляла 13 саж., а ширина - 6 саж. Внутри тёплого придела было оштукатурено, пол настлан из "белой опоки", фасады побелены, а местами "выревчено вохрой", крыша покрыта тёсом, покрашенным красной масляной краской. Промежуточные сливы на колокольне тоже имели деревянное покрытие, "верхний кумпол" был покрыт листовым железом, а крест - "позлащенный". На ярусе звона колокольни находились пять колоколов: самый тяжёлый весил 19 пуд. 35 фунт., второй - 15 пуд., третий - 2 пуд., два последних по 20 фунт. каждый.

Иконостас был одноярусный, "новой столярной работы", "гладкие места" которого выкрашены голубой краской. Декор составляли позолоченные "карнизы" и царские врата. По правую сторону от царских врат находились иконы Спасителя "Царь царей" и храмовая - великомученика Дмитрия Солунского, по левую сторону - образ Божией Матери "Казанская" с чудесами. Две последние иконы были помещены в оклады, имевшие серебряные ризы с позолотой.

В описи благочинного Шубина сообщалось также о том, что холодный храм "токмо ещё заложен".[3]

26 октября 1825 года первый престол теплой каменной церкви был освящён во имя Святого Димитрия Солунского, с использованием антиминса, взятого из алтаря старого деревянного Дмитриевского храма.

Из старинных предметов в новый храм были перенесены серебряные с позолотой малые сосуды, древние иконы великомученика Дмитрия Солунского и Владимирской Божией Матери, а также евангелие 1748 года.[4]

21 мая 1830 года в Новом Бурце случился сильный пожар, в результате которого застройка села почти полностью выгорела. Пострадала и Дмитриевская церковь: свод яруса звона на колокольне треснул в углах, и с балок попадали колокола, причём трёхпудовый колокол раскололся, а самый тяжёлый оплавился. Сам храм "по наружности обгорел", но внутрь огонь не проник, церковная утварь не пострадала, и службы были продолжены. В рапорте благочинному настоятель отметил, что дьякон и причетник, умело распорядившись, сохранили храм, забыв про собственные дома и имущество, которые полностью сгорели.[5]

В 1844 году в приход Дмитриевской церкви входили 10 селений:

Общее количество приходских дворов - 201; численность населения - 1859 человек.[6]

Строительство холодного храма окончено в 1848 году.

В январе 1849 года главный престол Дмитриевской церкви был освящён во славу Святой Троицы, и храм стал называться Свято-Троицким.[7]

В феврале 1849 года с колокольни сильным ветром снесло шпиль, который упал на деревянную крышу трапезной и проломил её. Посоветовавшись, прихожане решили разобрать верхний ярус колокольни до основания арочных проёмов, а затем восстановить его за свой счёт "по тому плану, какой выдан на колокольню".[8]

По клировым ведомостям 1872 года приход Троицкой церкви состоял из 10 селений, которые располагались на расстоянии до 20 вёрст от храма. Церковь окружала деревянная ограда, периметр которой составлял 88 сажень. В ограде, кроме церкви, находилась деревянная палатка. Священники имели собственные дома, а земельное владение причта простиралось на 33 десятины. Общая численность прихожан составляла около 2300 человек, из которых русского населения было не более 1300 человек, остальные - крещёные марийцы (черемисы). На территории прихода проживали язычники, не принявшие православную веру - черемисы и башкиры - более 100 человек.[9]

В 1877 году Троицкий храм был приписан к приходу Владимиро-Богородицкой церкви соседнего села Старый Бурец.

1 октября 1885 года при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой через два года уже обучалось 32 человека. Первоначально для школы арендовали частный дом. Впоследствии эта школа была преобразована в земское училище, с постройкой нового деревянного здания на 100 человек в 1910-1911 годах[10].

По данным на 1893-1894 г.г. в приходе Троицкой церкви действовали также ещё две церковно-приходские школы в д. Каменный Ключ и д. Большой Китяк, которые находились на содержании Православного миссионерского общества.

В 1893 году в приходе было организовано церковноприходское попечительство.

В начале ХХ века церкви принадлежали два деревянных дома: один был построен в 1902 году, второй в 1908 году. На церковной земле более 30 лет находился собственный дом псаломщика Симеона Таниевского, но он в 1907 году перенёс сруб, и на этом месте незаконно поселился крестьянин Спиридон Уржумцев.

6) Село Новый Бурецъ – Троицкая церковь, каменная, построена въ 1823 г., разстояніемъ отъ г. Вятки въ 300 вер., отъ уѣзднаго города въ 20 вер., оть благоч. въ 23 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 діак., 1 псал.; у священника квартира казенная, а псаломщикъ. живетъ на частной квартирѣ и получаетъ квартирное пособіе 30 р. въ годъ; земли: по генеральному межеванію нарѣзано усад. 2 д., пахотн. 30 дес., сѣнок. 3 д., но духовенство сею землею не пользуется, а взамѣнъ нарѣзано въ другомъ мѣстѣ усад. 2 д., пах. 60 д., сѣнок. 5 д. 1200 с.; братскій денежный доходъ: содержаніе отъ казны свящ. 300 р., діак. 147 руб. и псал. 100 р.; кружечный раздѣлъ: свящ. 438 р. 36 к., псал. 146 р. 12 коп.; руги собир. на весь причтъ до 20 п. ржи и 20 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 687 м. п., 685 ж. п.; крещ. черем. 68 м. п., 51 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 2 селеній, разст. 2 – 5 вер.

Село расположено на довольно высокой равнинѣ, на правомь берегу рѣки Вятки, въ 2 вер. отъ нея; вблизи села протекаетъ рѣчка Бурецъ. Въ селѣ имѣется одна ц.-п. школа. Главное занятіе прихожанъ земледѣліе. Волост. прав. въ 9 вер.; парох. прист. Горки въ 23 вер. Медиц. участка въ селѣ нѣтъ. Изъ старинныхъ вещей при храмѣ имѣются: сребро-позлащенные малые сосуды; древнія иконы Св. Великомуч. Димитрія Солунскаго и Владимірской Божіей Матери; евангеліе 1748 года.

Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ


К середине 1910-х г.г. за приходом по генеральному межеванию числилось нарезанной земли: усадебной 2 дес., пахотной 30 дес., сенокосной 5 дес. 1200 кв.саж. Прихожан: православных русских 1372 человека, крещёных марийцев 119 человек. Приход уже состоял всего из двух селений расстоянием 2-5 вёрст от храма. Главным занятием прихожан было земледелие.

Здание Троицкой церкви в селе Новый Бурец. Западный фасад. 2009 г.
Здание Троицкой церкви в селе Новый Бурец. Северный фасад. 2009 г.

В 1926 году храм был закрыт и разрушен, а священник выселен из села. В доме священника разместилась начальная школа.

Нашу церковь закрыли во время раскулачивания. Кулацкого сына Алексея заставили залезть на колокольню и сбросить колокол. За это их не выселили из деревни. Их дома распродали. Их семья после этого жила бедно.

— Из воспоминаний Медведевой Зои Владимировны, 1919 года рождения, русской, православной, уроженки с. Новый Бурец. - Полевые материалы В. Слесарева, 2002 г.


Здание храма долгое время пустовало. В 1960 году в нём оборудовали сельский клуб, который в 80-е годы после реконструкции и добавления пристроя преобразовали в Дом культуры. При этом здание утратило верхние объёмы холодного храма и колокольню, полностью утрачен церковный интерьер, на фасадах стёрты архитектурные детали, оконные проёмы четверика и апсиды были заложены.

Примечания

  1. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. - Вятка: Изд. Вятской Учёной Архивной Комиссии, 1914.
  2. О построении в Новобурецком селе каменной церкви. (1822 г.). - ГАКО. Ф.237, оп.125, д.930.
  3. О дозволении в селе Новом Бурце освятить новоустроенный храм. (1825 г.) - ГАКО. Ф.237, оп.128, д.970.
  4. Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1844 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.778, л.280об.
  5. Об обгорении в селе Новом Бурце церкви (1830 г.). - ГАКО. Ф.237, оп.133, д.624.
  6. Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1844 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.778, л.280об.
  7. Об освящении храма в селе Новобурецком (1849 г.). - ГАКО. Ф.237, оп.152, д.256.
  8. О дозволении исправить колокольню в селе Новобурецком (1849 г.). - ГАКО. Ф.237, оп.152, д.572.
  9. Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1880 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.796, л.222об.
  10. По отношению Малмыжского Отделения Сарапульского православного Вознесенского братства о рассмотрении проекта на постройку здания для церковно-приходской школы в селе Ново-Бурецком Малмыжского уезда. - ГАКО. Ф.583, оп.533, д.229.

Источники

  • Метрические книги велись с 1737 года.
  • ГАКО: 296 - 1805, 361 - 1820, 930 - 1822, 970 - 1825, 624 - 1830, 478 - 1844, 256 и 572 - 1849, 124 – 1871.
  • Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 6. Город Вятские Поляны. Вятскополянский район. / Сост.-ред. Е.Л. Скопин. - Киров, 2015. - 496 с.: илл. - С.222-227.