Свято-Троицкая церковь в селе Усад — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(не показана 21 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Свято-Троицкая церковь в с. Усад Малмыжского уезда Вятской губернии.'''
+
© В.А. Слесарев {{copyright}}
 +
----
 +
'''Свято-Троицкая церковь в с. [[Усад]] [[Малмыжский уезд|Малмыжского уезда]] Вятской губернии.'''
 +
 
 +
== Историческая справка ==
 +
Дата постройки первого здания церкви в Усаде неизвестна<ref>В одной из книг в [[:Файл:Список церквей.jpg|алфавитном указателе церквей и сел за 1890 год]] имеются рукописные пометки чернилами, где указана дата основания Усадской Троицкой церкви: 1682 год.</ref>. В [[Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656|писцовых книгах Казанского уезда 1647-1656 гг.]] село упоминается как вотчина Казанского и Свияжского митрополита - ''село Троицкое, Поляны тож''. То есть, возможно, к этому времени церковь уже имелась.
 +
 
 +
После начала строительства каменного [[Владимиро-Богородицкая церковь в Старом Бурце|Владимиро-Богородицкого храма в селе Старый Бурец]] (первая очередь - тёплый храм - была построена в 1770 году) сруб стоявшей там до этого деревянной церкви был продан в село Усад.
 +
 
 +
В 1787 году здание деревянной церкви было обновлено<ref>Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. – ф.245, оп.3, д.659.</ref>.
  
Троицкая церковь была построена в 1787 году<ref>Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. – ф.245, оп.3, д.659.</ref> в селе Усад при Христорождественском женском монастыре. Обитель, возникшая четыре столетия назад и упразднённая по известному указу Екатерины II, упоминается в трудах историка протоиерея Зуборева "Жизнь и подвиги преподобного Трифона".
+
Постепенно деревянное здание пришло в ветхость, в 1824 году прихожане обратились с прошением о возведении кирпичного здания, и в начале следующего года была получена храмозданная грамота<ref>Грамота Преосвященного Павла на построение в с. Усаде Малмыжск. у. вместо деревянной церкви, вновь каменнаго храма во имя Святой Троицы с приделом в честь Св. Николая Чудотв. 1825 г. февраля. // Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. - Вятка: Изд. Вятской учёной архивной комиссии, 1914.</ref>. Первоначально духовная консистория предложила для храма проект архитектора Ф.М. Рослякова, реализованный четверть века назад на севере губернии. Однако крестьяне Усада отказались от этого проекта, прослышав о поступившем в епархию альбоме образцовых проектов "новой" архитектуры, и выбрали проект А.И. Мельникова - одного из ведущих зодчих России тех лет. Кроме того, по их просьбе губернский архитектор выполнил "привязку" проекта: высота колокольни была увеличена на целый ярус, а планировочные габариты приведены к требуемым размерам.  
  
Сначала здание церкви было деревянным, в 1838 году взамен обветшавшего деревянного построено каменное здание с колокольней, крытое железом.<ref>Грамота Преосвященного Павла на построение в с. Усаде Малмыжск. у. вместо деревянной церкви, вновь каменнаго храма во имя Святой Троицы с приделом в честь Св. Николая Чудотв. 1825 г. февраля. // Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. - Вятка: Изд. Вятской учёной архивной комиссии, 1914.</ref>
+
Строительство кирпичного храма началось в 1828-м и завершилось в 1838 году.  
  
 
[[Изображение:Усадская церковь.jpg|thumb|right|448px|Свято-Троицкая церковь с. Усад, 1931 г.]]
 
[[Изображение:Усадская церковь.jpg|thumb|right|448px|Свято-Троицкая церковь с. Усад, 1931 г.]]
Строка 12: Строка 21:
  
 
В церкви имелась местно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца. Существует предание о явлении иконы на [[Никольский источник в городе Вятские Поляны|Никольском источнике]].  
 
В церкви имелась местно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца. Существует предание о явлении иконы на [[Никольский источник в городе Вятские Поляны|Никольском источнике]].  
 +
 +
В церкви были два причта, но в 1810 году, по выбытию из прихода деревни Ершовки, один причт был уничтожен, а в 1841 году, по просьбе жителей Нижней Тоймы, восстановлен второй причт.
  
 
В штате церкви служили: 2 священника, 2 псаломщика и 1 просфорница.
 
В штате церкви служили: 2 священника, 2 псаломщика и 1 просфорница.
  
К церкви была приписана часовня в Нижней Тойме.  
+
К церкви была приписана [[часовня в Нижней Тойме]].  
  
 
В церковной библиотеке находились для чтения 120 томов книг.  
 
В церковной библиотеке находились для чтения 120 томов книг.  
Строка 22: Строка 33:
 
* церковно-приходские - в с. Усад (с 1895 г.), двухкомплектная, д. Верхняя Тойма (с 1891 г.), двухкомплектная,  
 
* церковно-приходские - в с. Усад (с 1895 г.), двухкомплектная, д. Верхняя Тойма (с 1891 г.), двухкомплектная,  
 
* миссионерская (от Вятского Братства Св. Чудотворца Николая) – в д. Нижняя Тойма (с 1887 г.), однокомплектная,  
 
* миссионерская (от Вятского Братства Св. Чудотворца Николая) – в д. Нижняя Тойма (с 1887 г.), однокомплектная,  
* земская – Нижне-Тойменская (с 1896 г.), двухкомплектная.
+
* земская – Нижне-Тойменская (с 1895 г.<ref>"Вятская газета" (1896 г. № 1) сообщала, что во вновь открытой школе в деревне Тойма Малмыжского уезда обучался 31 ученик.</ref>), двухкомплектная.
  
 
Населённые пункты, входившие в приход:
 
Населённые пункты, входившие в приход:
 
* с. Усад,  
 
* с. Усад,  
* д. Верхняя Тойма
+
* д. [[Верхняя Тойма]],
* д. Средняя Тойма,  
+
* д. [[Средняя Тойма]],  
* д. Нижняя Тойма,  
+
* д. [[Нижняя Тойма]],  
* д. Кушак,  
+
* д. [[Кушак]],  
* починок по рч. Коваль
+
* починок [[Ошторма-Кукмор]]
 +
* починок по рч. Коваль<ref>Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. – ф.245, оп.3, д.659.</ref>
  
 
Главным занятием прихожан являлось земледелие, но кроме него были развиты: выделка кирпича, производство валяной обуви, приготовление извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремёсла. Многие прихожане ежегодно отправлялись на заработки на железные дороги и на заводы.<ref>Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (С картою Вятской губернии). - Вятка: Изд. ред. "Вятских Епархиальных ведомостей", 1912.</ref>
 
Главным занятием прихожан являлось земледелие, но кроме него были развиты: выделка кирпича, производство валяной обуви, приготовление извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремёсла. Многие прихожане ежегодно отправлялись на заработки на железные дороги и на заводы.<ref>Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (С картою Вятской губернии). - Вятка: Изд. ред. "Вятских Епархиальных ведомостей", 1912.</ref>
Строка 43: Строка 55:
 
* 1 винная лавка
 
* 1 винная лавка
 
* 1 хлебный магазин<ref>Списки населённых мест и домохозяев Вятско-Полянской волости. По итогам переписи 1897 г. провед. Сарапульским переписным комитетом. // Центральный гос. архив Удмуртии - ф.235, оп.1, д.17</ref>
 
* 1 хлебный магазин<ref>Списки населённых мест и домохозяев Вятско-Полянской волости. По итогам переписи 1897 г. провед. Сарапульским переписным комитетом. // Центральный гос. архив Удмуртии - ф.235, оп.1, д.17</ref>
 +
 +
{{начало цитаты}}
 +
13) Село Усадъ – Троицкая церковь, каменная, построена въ 1838 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 331 вер., отъ уѣзднаго города въ 45 вер., отъ благоч. въ 40 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 діак., 1 пс.; квартиры для причта казенныя: земли: удобн. 50 д. 1135 с., неудобн. 1 д. 1200 с., въ томъ числѣ: усад. 2335 с., пахотн. 45 д., сѣнок. 4 д. 1200 с., подъ церк. и площ. 1 д. 200 с.; братскій денежный доходъ: св. 440 р. 55 к,, діак. 293 р. 70 к.; псал. 146 р. 85 к.; руги собир. на весь причтъ до 180 п. ржи и 135 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 1793 м. п., 1959 ж. п., крещ. черем. 58 м. п., 48 ж. п., яз. черем. 80 м. п., 65 ж. п.; старообр. 108 м. п., 118 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 7 селеній, разст. 3 – 10 вер.
 +
 +
Село расположено въ низменной безлѣсной мѣстности при рѣкѣ Вощермѣ, въ двухъ верстахъ отъ рѣки Вятки. Въ приходѣ четыре школы: въ селѣ ц.-п., въ дер. Нижней Тоймѣ въ 3 вер. земская и братская школа и въ дер. Верхней Тоймѣ въ 10 вер. церк.-прих. Главное занятіе прихожанъ земледѣліе, но кромѣ него въ приходѣ довольно развиты ремесла: выдѣлка кирпича, производство валеной обуви, выработка варавины, приготовленіе извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремесла. Многіе прихожане ежегодно отправляются на заработки на желѣзныя дороги и на заводы. Мед. пунк. земская Вятско-Полянская больница и вол. прав. Вятско-Полянское въ 2 вер.; парох. прист. тоже Вятско-Полянская. Село стоитъ на трактовой дорогѣ. идущей изъ г. Малмыжа въ г. Елабугу.
 +
 +
Въ церкви есть мѣстно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца.
 +
 +
{{Сокрытие
 +
|title = Перевод
 +
|content = 13) Село Усад – Троицкая церковь, каменная, построена в 1838 г.; расстоянием от г. Вятки в 331 вер., от уездного города в 45 вер., от благоч. в 40 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 диак., 1 пс.; квартиры для причта казенные: земли: удобн. 50 д. 1135 с., неудобн. 1 д. 1200 с., в том числе: усад. 2335 с., пахотн. 45 д., сенок. 4 д. 1200 с., под церк. и площ. 1 д. 200 с.; братский денежный доход: св. 440 р. 55 к,, диак. 293 р. 70 к.; псал. 146 р. 85 к.; руги собир. на весь причт до 180 п. ржи и 135 п. овса; прихожан: правосл. рус. 1793 м. п., 1959 ж. п., крещ. черем. 58 м. п., 48 ж. п., яз. черем. 80 м. п., 65 ж. п.; старообр. 108 м. п., 118 ж. п.; приход состоит из 7 селений, расст. 3 – 10 вер.
 +
 +
Село расположено в низменной безлесной местности при реке Вощерме, в двух верстах от реки Вятки. В приходе четыре школы: в селе ц.-п., в дер. Нижней Тойме в 3 вер. земская и братская школа и в дер. Верхней Тойме в 10 вер. церк.-прих. Главное занятие прихожан земледелие, но кроме него в приходе довольно развиты ремесла: выделка кирпича, производство валеной обуви, выработка варавины, приготовление извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремесла. Многие прихожане ежегодно отправляются на заработки на железные дороги и на заводы. Мед. пунк. земская Вятско-Полянская больница и вол. прав. Вятско-Полянское в 2 вер.; парох. прист. тоже Вятско-Полянская. Село стоит на трактовой дороге. идущей из г. Малмыжа в г. Елабугу.
 +
 +
В церкви есть местно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца.
 +
|frame-style = border:1px solid Plum
 +
|title-style = color:black;background-color:lavender;font-weight:bold
 +
|content-style = color:black;background-color:ghostwhite;text-align:justify
 +
|footer =
 +
|footer-style = background-color:lightgray;text-align:right
 +
|hidden = 1
 +
}}
 +
{{конец цитаты|источник=Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ}}
  
 
Состав духовенства с. Усад в 1916 году:  
 
Состав духовенства с. Усад в 1916 году:  
 
* Димитрий Иоаннович Мухачёв, 1868 г. рожд. – священник Свято-Троицкой церкви с. Усад с 1896 года
 
* Димитрий Иоаннович Мухачёв, 1868 г. рожд. – священник Свято-Троицкой церкви с. Усад с 1896 года
 
* [[Костров, Василий Николаевич|Василий Николаевич Костров]], 1881 г. рожд. – священник церкви в Усаде с 1913 года
 
* [[Костров, Василий Николаевич|Василий Николаевич Костров]], 1881 г. рожд. – священник церкви в Усаде с 1913 года
* Иоанн Григорьевич Брызгалов, 1884 г. рожд. – дьякон-псаломщик церкви в с. Усад с 1910 года, позже переведён священником в с. Слудку
+
* [[Брызгалов, Иоанн Григорьевич|Иоанн Григорьевич Брызгалов]], 1884 г. рожд. – дьякон-псаломщик церкви в с. Усад с 1910 года, позже переведён священником в с. Слудку
 
* Никандр Павлович Усольцев - псаломщик
 
* Никандр Павлович Усольцев - псаломщик
  
 
Долгое время церковным старостой был зажиточный крестьянин Средней Тоймы Иван Константинович Шведчиков, который жертвовал немало своих средств для обустройства церкви, за что был награждён серебряной медалью на Станиславской ленте.<ref>Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. - ф.245, оп.3, д.659.</ref>
 
Долгое время церковным старостой был зажиточный крестьянин Средней Тоймы Иван Константинович Шведчиков, который жертвовал немало своих средств для обустройства церкви, за что был награждён серебряной медалью на Станиславской ленте.<ref>Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. - ф.245, оп.3, д.659.</ref>
  
[[Файл:Kamen.jpg|thumb|right|448px|Остатки кирпичной кладки бывшего здания Свято-Троицкой церкви с. Усад]]
+
[[Файл:Kamen.jpg|thumb|right|448px|Остатки кирпичной кладки бывшего здания Свято-Троицкой церкви с. Усад. 2005 г.]]
В 1932 году богатый храм с белокаменными колоннами подвергся разграблению и разрушению. Был осквернён и расположенный рядом погост. Очевидцы вспоминали, что однажды в правление колхоза приехали уполномоченные из района и под угрозой ареста распорядились расчистить площадку для постройки склада на месте церковного кладбища. Когда председатель колхоза объявил об этом мужикам, то они долго не могли прийти в себя от смятения. Сидели, не придя ни к какому решению, до позднего вечера, напились так, что следующим утром не могли встать. Тогда отчаявшиеся женщины, чтобы спасти своих мужей от ареста, взяли в руки лопаты, топоры, - и с рёвом пошли крушить и сносить кресты, могильные холмики...
+
В 1932 году богатый храм с белокаменными колоннами подвергся разграблению и разрушению. Кирпичи от разобранной церкви пошли на строительство административного здания<ref>Стояло на месте нынешнего ДК "Победа".</ref> шпульной фабрики в посёлке Вятские Поляны.
 +
 
 +
Был осквернён и расположенный рядом погост. Очевидцы вспоминали, что однажды в правление колхоза приехали уполномоченные из района и под угрозой ареста распорядились расчистить площадку для постройки склада на месте церковного кладбища. Когда председатель колхоза объявил об этом мужикам, то они долго не могли прийти в себя от смятения. Сидели, не придя ни к какому решению, до позднего вечера, напились так, что следующим утром не могли встать. Тогда отчаявшиеся женщины, чтобы спасти своих мужей от ареста, взяли в руки лопаты, топоры, - и с рёвом пошли крушить и сносить кресты, могильные холмики...
  
 
Остаток стен Троицкого храма, который не смогли сравнять с землёй даже бульдозером, превратился в напоминание о безумных временах безбожия.
 
Остаток стен Троицкого храма, который не смогли сравнять с землёй даже бульдозером, превратился в напоминание о безумных временах безбожия.
Строка 59: Строка 96:
 
Во второй половине XX века село Усад слилось с городом Вятские Поляны.
 
Во второй половине XX века село Усад слилось с городом Вятские Поляны.
  
После закрытия Свято-Троицкой церкви в селе Усад в 1946 году был устроен Троицкий молитвенный дом, который располагался в выкупленном общиной верующих частном деревянном доме. В 1962 закрыт и затем сломан.  
+
После закрытия Свято-Троицкой церкви в селе Усад в 1946 году был устроен [[Молитвенный дом в честь святителя Николая в селе Усад|Троицкий молитвенный дом]], который располагался в выкупленном общиной верующих частном деревянном доме. В 1961 закрыт и затем сломан.  
  
В 2012 году на остатках кирпичной кладки, сохранившихся от бывшей Троицкой церкви, силами жителей Вятских Полян был установлен '''[[Поклонный крест на месте Свято-Троицкой церкви села Усад|Поклонный крест]]'''.   
+
В 2012 году на остатках кирпичной кладки, сохранившихся от бывшей Троицкой церкви, силами жителей Вятских Полян был установлен '''[[Поклонный крест с сенью на месте Свято-Троицкой церкви села Усад|Поклонный крест]]'''.   
----
+
 
Примечания:
+
== Примечания ==
 
{{Примечания}}
 
{{Примечания}}
  
 +
== Ссылки ==
 +
* [[Кличников, Тимофей Романович]] - дьякон Свято-Троицкой церкви села Усад в 1921-1930 годы, Троицкого молитвенного дома села Усад в 1947 году.
  
 
[[Категория:Религия]][[Категория:Храмы]]
 
[[Категория:Религия]][[Категория:Храмы]]

Версия 16:06, 9 августа 2020

© В.А. Слесарев
tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

Свято-Троицкая церковь в с. Усад Малмыжского уезда Вятской губернии.

Историческая справка

Дата постройки первого здания церкви в Усаде неизвестна[1]. В писцовых книгах Казанского уезда 1647-1656 гг. село упоминается как вотчина Казанского и Свияжского митрополита - село Троицкое, Поляны тож. То есть, возможно, к этому времени церковь уже имелась.

После начала строительства каменного Владимиро-Богородицкого храма в селе Старый Бурец (первая очередь - тёплый храм - была построена в 1770 году) сруб стоявшей там до этого деревянной церкви был продан в село Усад.

В 1787 году здание деревянной церкви было обновлено[2].

Постепенно деревянное здание пришло в ветхость, в 1824 году прихожане обратились с прошением о возведении кирпичного здания, и в начале следующего года была получена храмозданная грамота[3]. Первоначально духовная консистория предложила для храма проект архитектора Ф.М. Рослякова, реализованный четверть века назад на севере губернии. Однако крестьяне Усада отказались от этого проекта, прослышав о поступившем в епархию альбоме образцовых проектов "новой" архитектуры, и выбрали проект А.И. Мельникова - одного из ведущих зодчих России тех лет. Кроме того, по их просьбе губернский архитектор выполнил "привязку" проекта: высота колокольни была увеличена на целый ярус, а планировочные габариты приведены к требуемым размерам.

Строительство кирпичного храма началось в 1828-м и завершилось в 1838 году.

Свято-Троицкая церковь с. Усад, 1931 г.

В церкви было три престола:

  • главный – во славу Живоначальной Святой Троицы;
  • правый – в честь Святого Чудотворца Николая;
  • левый – в память Усекновения Главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В церкви имелась местно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца. Существует предание о явлении иконы на Никольском источнике.

В церкви были два причта, но в 1810 году, по выбытию из прихода деревни Ершовки, один причт был уничтожен, а в 1841 году, по просьбе жителей Нижней Тоймы, восстановлен второй причт.

В штате церкви служили: 2 священника, 2 псаломщика и 1 просфорница.

К церкви была приписана часовня в Нижней Тойме.

В церковной библиотеке находились для чтения 120 томов книг.

Священно-церковнослужители Троицкой церкви были законоучителями в четырёх школах прихода:

  • церковно-приходские - в с. Усад (с 1895 г.), двухкомплектная, д. Верхняя Тойма (с 1891 г.), двухкомплектная,
  • миссионерская (от Вятского Братства Св. Чудотворца Николая) – в д. Нижняя Тойма (с 1887 г.), однокомплектная,
  • земская – Нижне-Тойменская (с 1895 г.[4]), двухкомплектная.

Населённые пункты, входившие в приход:

Главным занятием прихожан являлось земледелие, но кроме него были развиты: выделка кирпича, производство валяной обуви, приготовление извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремёсла. Многие прихожане ежегодно отправлялись на заработки на железные дороги и на заводы.[6]

В 1897 году в с. Усад Вятскополянской волости имелись:

  • 1 церковно-приходская школа;
  • 1 красильный завод
  • 15 кирпичных сараев
  • 6 маслобойных заводов
  • 2 кузницы
  • 1 мельница
  • 1 винная лавка
  • 1 хлебный магазин[7]

13) Село Усадъ – Троицкая церковь, каменная, построена въ 1838 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 331 вер., отъ уѣзднаго города въ 45 вер., отъ благоч. въ 40 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 діак., 1 пс.; квартиры для причта казенныя: земли: удобн. 50 д. 1135 с., неудобн. 1 д. 1200 с., въ томъ числѣ: усад. 2335 с., пахотн. 45 д., сѣнок. 4 д. 1200 с., подъ церк. и площ. 1 д. 200 с.; братскій денежный доходъ: св. 440 р. 55 к,, діак. 293 р. 70 к.; псал. 146 р. 85 к.; руги собир. на весь причтъ до 180 п. ржи и 135 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 1793 м. п., 1959 ж. п., крещ. черем. 58 м. п., 48 ж. п., яз. черем. 80 м. п., 65 ж. п.; старообр. 108 м. п., 118 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 7 селеній, разст. 3 – 10 вер.

Село расположено въ низменной безлѣсной мѣстности при рѣкѣ Вощермѣ, въ двухъ верстахъ отъ рѣки Вятки. Въ приходѣ четыре школы: въ селѣ ц.-п., въ дер. Нижней Тоймѣ въ 3 вер. земская и братская школа и въ дер. Верхней Тоймѣ въ 10 вер. церк.-прих. Главное занятіе прихожанъ земледѣліе, но кромѣ него въ приходѣ довольно развиты ремесла: выдѣлка кирпича, производство валеной обуви, выработка варавины, приготовленіе извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремесла. Многіе прихожане ежегодно отправляются на заработки на желѣзныя дороги и на заводы. Мед. пунк. земская Вятско-Полянская больница и вол. прав. Вятско-Полянское въ 2 вер.; парох. прист. тоже Вятско-Полянская. Село стоитъ на трактовой дорогѣ. идущей изъ г. Малмыжа въ г. Елабугу.

Въ церкви есть мѣстно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца.

— Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ


Состав духовенства с. Усад в 1916 году:

  • Димитрий Иоаннович Мухачёв, 1868 г. рожд. – священник Свято-Троицкой церкви с. Усад с 1896 года
  • Василий Николаевич Костров, 1881 г. рожд. – священник церкви в Усаде с 1913 года
  • Иоанн Григорьевич Брызгалов, 1884 г. рожд. – дьякон-псаломщик церкви в с. Усад с 1910 года, позже переведён священником в с. Слудку
  • Никандр Павлович Усольцев - псаломщик

Долгое время церковным старостой был зажиточный крестьянин Средней Тоймы Иван Константинович Шведчиков, который жертвовал немало своих средств для обустройства церкви, за что был награждён серебряной медалью на Станиславской ленте.[8]

Остатки кирпичной кладки бывшего здания Свято-Троицкой церкви с. Усад. 2005 г.

В 1932 году богатый храм с белокаменными колоннами подвергся разграблению и разрушению. Кирпичи от разобранной церкви пошли на строительство административного здания[9] шпульной фабрики в посёлке Вятские Поляны.

Был осквернён и расположенный рядом погост. Очевидцы вспоминали, что однажды в правление колхоза приехали уполномоченные из района и под угрозой ареста распорядились расчистить площадку для постройки склада на месте церковного кладбища. Когда председатель колхоза объявил об этом мужикам, то они долго не могли прийти в себя от смятения. Сидели, не придя ни к какому решению, до позднего вечера, напились так, что следующим утром не могли встать. Тогда отчаявшиеся женщины, чтобы спасти своих мужей от ареста, взяли в руки лопаты, топоры, - и с рёвом пошли крушить и сносить кресты, могильные холмики...

Остаток стен Троицкого храма, который не смогли сравнять с землёй даже бульдозером, превратился в напоминание о безумных временах безбожия.

Во второй половине XX века село Усад слилось с городом Вятские Поляны.

После закрытия Свято-Троицкой церкви в селе Усад в 1946 году был устроен Троицкий молитвенный дом, который располагался в выкупленном общиной верующих частном деревянном доме. В 1961 закрыт и затем сломан.

В 2012 году на остатках кирпичной кладки, сохранившихся от бывшей Троицкой церкви, силами жителей Вятских Полян был установлен Поклонный крест.

Примечания

  1. В одной из книг в алфавитном указателе церквей и сел за 1890 год имеются рукописные пометки чернилами, где указана дата основания Усадской Троицкой церкви: 1682 год.
  2. Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. – ф.245, оп.3, д.659.
  3. Грамота Преосвященного Павла на построение в с. Усаде Малмыжск. у. вместо деревянной церкви, вновь каменнаго храма во имя Святой Троицы с приделом в честь Св. Николая Чудотв. 1825 г. февраля. // Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. - Вятка: Изд. Вятской учёной архивной комиссии, 1914.
  4. "Вятская газета" (1896 г. № 1) сообщала, что во вновь открытой школе в деревне Тойма Малмыжского уезда обучался 31 ученик.
  5. Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. – ф.245, оп.3, д.659.
  6. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (С картою Вятской губернии). - Вятка: Изд. ред. "Вятских Епархиальных ведомостей", 1912.
  7. Списки населённых мест и домохозяев Вятско-Полянской волости. По итогам переписи 1897 г. провед. Сарапульским переписным комитетом. // Центральный гос. архив Удмуртии - ф.235, оп.1, д.17
  8. Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. - ф.245, оп.3, д.659.
  9. Стояло на месте нынешнего ДК "Победа".

Ссылки