Спас Елабужский

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© М.Г. Худяков

Спас Елабужский

В начале XIX века был установлен ежегодный ход с иконой Спасителя из г. Елабуги в Малмыж. В елабужском Спасском соборе находится главная святыня всего края от Малмыжа до Мензелинска — чудотворный образ Спасителя. Образ этот отличается большими размерами (2 арш. 5 верш. высоты и 1 арш. 3 верш. ширина), изображение старинного письма, в византийском стиле; краски от времени потемнели, черты лика Спасителя строги и даже суровы. О происхождении образа существуют различные предания, из которых в Елабуге распространено одно — о написании образа в селе Красном (в Вятском крае) и о приобретении ее елабужским жителем Остальцевым (см. приложение XI). Достоверно известно, что образ Спасителя был в Елабуге уже в середине XVII века.

Предания

В Малмыже сохранились другие предания об иконе Спаса Елабужского, до сих пор еще никем, кажется, не записанные. Одно предание говорит, что образ этот плыл по р. Вятке и при устье р. Шошмы пристал к берегу, но жители деревни Гор, расположенной здесь, не приняли его и оттолкнули от берега, опасаясь хлопот для себя «со стороны начальства». Образ поплыл вниз по течению и был с благоговением принят жителями Елабуги. По другому преданию, жители д. Гор не оттолкнули от берега приплывшего образа, а торжественно перенесли его в г. Малмыж, но духовное начальство распорядилось отнести образ в Елабугу, как более крупный центр, и только, во воспоминание о явлении образа при устье р. Шошмы, ежегодно приносить его из Елабуги в г. Малмыж.

По-видимому, последнее предание не оправдывается исторической действительностью, так как Елабуга стала крупным центром лишь в XIX веке, а до 1780 года была лишь селом Трехсвятским, тогда как Малмыж считался уже пригородом. Тем не менее, сопоставляя малмыжские предания с елабужскими, как будто противоречащими одни другим, можно найти в них общие черты, заключающие в себе, может быть, смутные отголоски исторических воспоминаний. Те и другие предания указывают, что
1) образ происходил из Вятского края и совершал путь вниз по р. Вятке;
2) на пути малмыжане предъявили свои права на икону (см. приложение XI).
Сопоставляя малмыжское и елабужское предание, можно предположительно установить следующее: Остальцев вез икону на лодке из Вятского края в Елабугу; на пути он пристал к берегу при устье р. Шошмы, и прибрежные жители (д. Гор или г. Малмыжа) захотели оставить икону навсегда в Малмыже и даже, может быть, принесли ее в Малмыж, но вследствие чудесного знамения испугались хлопот и неприятностей и добровольно отказались от иконы, разрешив Остальцеву везти ее в Елабугу.

Таким образом, оба предания укрепляют за устьем р. Шошмы репутацию места первого явления для малмыжан этого образа.

Поход с иконой в пределы Малмыжского уезда был установлен в 1801 году — сначала в деревню Киняусь Усадской волости, и в честь этого образа деревня получила название «Спасский починок». По преданию, впервые образ был принесен сюда для прекращения падежа скота. Впоследствии икону стали носить и в г. Малмыж (ежегодно 16 июня), а затем и дальше — до границы Уржумского уезда.


Источник

  • Худяков М.Г. История Камско-Вятского края: Избранные труды. - Ижевск: Удмуртия, 2008. - С.93-94