Стойлов, Иван Михайлович

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Стойлов Иван Михайлович - первый вятский крестьянин-пароходовладелец, котельнический купец.

Биографическая справка

Родился в селе Истобенском Орловского уезда Вятской губернии.

На 1867 год Иван Михайлович владел в Котельниче домом на Богомоловской улице (ныне Октябрьская). В доме зажиточного крестьянина квартировал с семьёй Иван Николаевич Кошурников, личный дворянин, находившийся на государственной гражданской службе.

Занимался торговлей железом, чугуном, солью.

В жизни России начала 1870-х гг. примечательным явлением стали случаи, когда зажиточные крестьяне, получившие после отмены крепостного права в 1861 г. возможность заняться предпринимательской деятельностью, начали строить речные суда, перевозить грузы и пассажиров.

На реке Вятке первым таким предпринимателем стал крестьянин Орловского уезда Иван Михайлович Стойлов, владелец буксиро-пассажирского пароходства.

В 1875 году И.М. Стойлов уже состоял гласным котельнической городской Думы, стал купцом.

Возможно, в последние годы семья И.М. Стойлова проживала в селе Истобенском.

Выписка из "Посемейного списка села Истобенского Орловского уезда Вятской губернии (от 1887 года)":

105. Иван Мисаилович Стойлов (15 июня 1822 - 4 марта 1899)

Сыновья:
1. Димитрий (8 октября 1845 - )
2. Николай (1854 - 9 марта 1884)
3. Михаил (5 июля 1859 - )[1]
4. Владимир (23 октября 1860 - )
его сын Аркадий (1888 - )
сын Иван
5. Василий (29 ноября 1863 - )


Буксиро-пассажирское пароходство И.М. Стойлова

Пароход «Истобенец»

Первенец Стойловского буксиро-пассажирского пароходства - пароход "Истобенец". Он был построен в Нижнем Новгороде в 1873 году. С целью удешевления постройки судна корпус его был деревянным, аналогичным по конструкции корпусам многочисленной волжской флотилии пароходов-забежек, технология постройки которых была доведена до совершенства.

Установленная на «Истобенце» паровая машина, которая была изготовлена на нижегородском заводе Курбатова по проекту известного механика Василия Ивановича Калашникова (1849–1908), была новым словом техники того времени. На этой пароходной машине двойного расширения пара мощностью 35 номинальных сил один из противолежащих цилиндров устанавливался неподвижно, а другой был качающимся.

Для уменьшения конденсации пара в ресивере труба последнего почти по всей длине была заключена в трубу-оболочку, наполненную паром. Шатуны обоих цилиндров работали на один кривошип[2].

Изображение «Истобенца» пока найти не удалось, хотя его архитектурный облик был типичным для буксиро-пассажирских пароходов того времени: деревянный корпус с широкими обносами, охватывающими кожуха гребных колёс, и расположенные на них каюты командного состава и санитарный блок (отхожее место). По-видимому, в носовой части возвышалась застеклённая рубка первого класса, служившая салоном и столовой для высокопоставленных пассажиров. А из рубки в помещение первого класса, расположенное в корпусе, вёл деревянный трап, украшенный точёными стойками-балясинами. Построенный из дерева корпус парохода имел характерные для деревянных судов клинообразные обводы носовой и кормовой оконечностей.

Ко времени постройки «Истобенца» металлические корпуса уже доказали бесспорное преимущество перед деревянными, а дерево И. М. Стойлов вынужден был использовать из экономических соображений, поскольку деревянный корпус обошёлся в четыре раза дешевле металлического. Однако, соседство деревянных конструкций набора с огнедышащей топкой, котлом и паровой машиной было нежелательным из-за опасности пожара, а тряска и вибрация, неизбежные при работе паровой машины, расшатывали крепления корпуса.

Биография парохода началась со скромного объявления в газете «Вятские губернские ведомости»:

«Проживающий в г. Котельниче И.М. Стойлов имеет честь объявить, что его пароход “Истобенец” с открытием навигации 1874 года немедленно будет производить легко-пассажирские рейсы между городами Вяткой и Казанью и на всех промежуточных пристанях принимать грузы и пассажиров по умеренным ценам»[3].

Из той же газеты узнаём, что 24 апреля 1874 года

«…в 12 часов ночи прибыл в г. Вятку легко-пассажирский пароход “Истобенец”, который 28 числа в 10 ½ часа утра отправился в Казань… На нём выехали… двое чиновников и до 70 пассажиров»[4].


Особенностью вятского судоходства было то, что пароходы высаживали всех пассажиров на берег и те должны были идти пешком по несколько километров, пока судно «продиралось» через мели и перекаты.

Машина «Истобенца» значительно пережила пароход. С 1888 года он под новым названием «Миша» принадлежал крестьянину деревни Галкино Балахнинского уезда А.В. Белоногову. В том же году новый хозяин заменил в Городце корпус, а в 1902 году продал его балахнинской мещанке А.П. Исаковой. Затем пошла смена названий: с 1906 года – «Борис», с 1907 года – «Арзамас».

Весна 1908 года стала последней для старого парохода. 9 марта, около 9 часов вечера, во время ледохода на Волге у Борского перевоза сильный напор льда проломил деревянный корпус. Пароход затонул.

Казалось бы, на этом завершилась его 34-летняя служба, но покоиться на дне Волги пароходу не дали. Оставшиеся целыми паровая машина и котёл после извлечения из разрушенного корпуса были поставлены в новый железный корпус парохода «Акционер», построенного в селе Бор хозяйственным способом в 1909 году.

Вновь сооружённый пароход с испытанными механизмами «Истобенца» принадлежал А.И. Московцеву, С.Н. Кононову, а с 1910 года – И.Я. Кудрявцеву (г. Кинешма), с 1912 года – «Илья Кудряшов».

В июле 1912 г. пароход куплен Московским товариществом кооперативов и назван «Кооператив 2-й».

Приказом № 263 Правления Волжского государственного речного пароходства от 22.07.1924 г. он исключён из списков и назначен на полную ликвидацию, которую поручалось произвести Окскому управлению в Рязани.

На Вятке «Истобенец» отработал 13 навигаций. Паровая машина оригинальной конструкции пережила пароход на 16 лет.

Первенец вятского пароходостроения - пароход «Котельнич»

Второй пароход И.М. Стойлова назывался «Котельнич». Он был построен в том же 1873 году, как и «Истобенец», но на этот раз на Вятке, в затоне Дубовский, напротив г. Котельнича. Затон назван в честь дубовой рощи, существующей до сих пор. Это самое северное место расположения зарослей дуба. Место глухое, тогда ещё не было железной дороги, проходящей ныне через затон.

Для «Котельнича» И. М. Стойлов использовал паровую машину и котёл с какого-то отслужившего парохода, выпущенные в 1861 г. в Санкт-Петербурге заводом Нобеля. Мощность почти такая же, как у «Истобенца», – 30 номинальных сил. И размеры его были практически одинаковы. Оба парохода роднят также деревянные корпуса.

При строительстве «Котельнича» Стойлов, по-видимому, воспользовался обычным приёмом для судовладельцев из крестьян: паровую машину, котёл, оборудование и оснастку приобретал на деньги, полученные за будущие перевозки.

Для постройки же деревянного корпуса не требовалось каких-либо специальных приспособлений, механизмов или станков. Даже инструмент применялся самый примитивный: топоры, пилы, долота, свёрла, то есть обычный плотницкий.

При ремонте в том же затоне в 1882 г. «Котельнич» получил новый корпус, снова из дерева.

В 1888 г. его купил М.А. Зайцев и назвал «Богатырь».

С 1890 г. – пароход у того же владельца, но под другим названием – «Курмыш». В 1899 г. разобран. Общий срок службы – 26 лет, из них на Вятке – 14.

Пароход «Николай»

В 1884 году И.М. Стойлов построил в Дубовском затоне свой третий и последний пароход - «Николай». Этот пароход, как и предыдущие, с деревянным корпусом, только меньшей мощности – 18 номинальных сил. Он прослужил недолго – всего шесть навигаций.

Судьба пароходства

«Предприятие Стойлова, работавшее в начале 1880-х годов тремя небольшими пароходами (два по 30 и один в 18 номинальных сил), в судовых списках 1885 года значится уж только с двумя пароходами, а в списках 1892 года не значится совсем»[5].


Примечания

  1. Возможно, это малмыжский купец Стойлов, Михаил Иванович, чей дом сохранился в Вятских Полянах.
  2. Речное судоходство в России / М. Н. Чеботарёв [и др.]. М., 1985. С. 193.
  3. Объявления // ВГВ. 1874. 20 марта.
  4. Движение пароходства у г. Вятки // ВГВ. 1874. 1 мая (№ 35).
  5. Шубин И.А. Волга и волжское судоходство. М., 1927. С. 655.

Ссылки