Узкоколейные железные дороги Южной Вятки — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 8 промежуточные версии 1 участника)
Строка 7: Строка 7:
  
 
Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов.  
 
Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов.  
 +
[[Файл:Строительство дороги Мелеть-Константиновка.jpg|thumb|center|600px|<center>Строительство дороги Мелеть-Константиновка</center>]]
 +
[[Файл:Паровозное депо в Константиновке.jpg|thumb|center|600px|<center>Паровозное депо в Константиновке</center>]]
  
 
== Плотбищенская узкоколейная железная дорога ==
 
== Плотбищенская узкоколейная железная дорога ==
Строка 24: Строка 26:
  
 
==  Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия ==
 
==  Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия ==
Построена [[Торфопредприятие Шемакское|Шемакским торфопредприятием]] в 1949-1952 годы.  
+
Построена [[Торфопредприятие Шемакское|Шемакским торфопредприятием]] с 15 мая 1949 по 1952 годы. Основные работы по строительству выполнены вручную рабочими торфопредприятия: вырубка лесополосы, укладка шпал и рельсов.
  
Торфовозная узкоколейная железная дорога, связывавшая посёлок [[Казанка (посёлок)|Казанка]] с ж.д. станцией [[Станция Заструг|Заструг]]. Использовалась для вывозки торфа, древесины, а также для перевозки пассажиров на дрезине.  
+
Торфовозная узкоколейная железная дорога, связывавшая посёлок [[Казанка (посёлок)|Казанка]] с ж.д. станцией [[Станция Заструг|Заструг]]. Использовалась для вывозки торфа, древесины, а также для перевозки пассажиров.  
  
Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского [[Машиностроительный завод Молот|машиностроительного завода "Молот"]]. Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ.
+
Для пассажирских перевозок имелся вагон с дрезиной. Для перемещения платформ и вагонеток с торфом - 2 паровоза, 3 тепловоза.
 +
 
 +
Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского [[Машиностроительный завод Молот|машиностроительного завода "Молот"]]. Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался вручную на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ.
  
 
В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга).
 
В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга).
Строка 59: Строка 63:
 
[[Файл:Ягульская узкоколейка2.jpg|thumb|center|600px|<center>Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1978 году.</center>]]
 
[[Файл:Ягульская узкоколейка2.jpg|thumb|center|600px|<center>Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1978 году.</center>]]
  
Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.  
+
Первый участок узкоколейной железной дороги Ягул - Пыжман начал строиться сразу после войны. К строительству первоначально привлекался спецконтингент Отдельного рабочего батальона № 445, состоявшего из интернированных и бывших немецких военнопленных, функционировавшего до декабря 1947 года.  
  
 
По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский).  
 
По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский).  
 
+
[[Файл:Разъезд Кадрек на Ягульской жд.jpg|thumb|center|600px|<center>Разъезд Кадрек на Ягульской УЖД.</center>]]
[[Файл:Вагон с узкоколейки в Ягуле.jpg|thumb|center|600px|<center>Пассажирский вагон ПВ-40 с узкоколейки на на нижнем складе у станции Ягул. 2006 г.</center>]]
+
[[Файл:Вагон с узкоколейки в Ягуле.jpg|thumb|center|600px|<center>Пассажирский вагон ПВ-40 с узкоколейки на на нижнем складе у станции Ягул. 2006 г. <br>Вагон среди местных жителей носил название "классный", использовался для поездок жителей Кибьи, Гозношура, Кадрека в районный центр, т.к. автомобильного транспорта для этого в 50-60-е годы не было.</center>]]
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.  
+
{{начало цитаты}}
 +
Из истории узкоколейки: <br>
 +
В 1943-1944 году после Сталинградской битвы на территорию нынешнего посёлка [[Ягул]] пригнали военнопленных, они рубили лес для нужд фронта и для восстановления освобождённых городов. К концу войны стали строить узкоколейку. Один из лагерей для военнопленных был у [[Кадрек]]а, они строили узкоколейку в сторону [[Гозношур]]а, среди военнопленных были люди разных национальностей, которые воевали на стороне Германии. К 1948 году военнопленных уже вывезли, и узкоколейку от Гозношура до [[Пыжман]]а достраивали стройбатовцы. Лес возили вагонами, которые тянул паровозик, потом тепловозик (Камбарский). В 1975 году стройбат ушёл, узкоколейку передали Кизнерскому леспромхозу, и в 1978 году узкоколейка закрылась.
 +
{{конец цитаты|источник=Из сообщения Владимира Чумакова в "Одноклассниках"}}
 +
В настоящее время узкоколейная железная дорога полностью разобрана.  
  
 
== Сосновская железная дорога ==
 
== Сосновская железная дорога ==

Текущая версия на 15:42, 6 мая 2023

Малмыжская (?) узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1989 году (нанесена условно).
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)

Узкоколейная железная дорога принадлежала Малмыжскому леспромхозу. Была лесовозной, «сплавной», и предназначалась для вывозки древесины с лесных делянок на усадьбу Малмыжского леспромхоза (Константиновка) и в посёлок Дмитриевского лесозавода "Большевик". Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов.

Строительство дороги Мелеть-Константиновка
Паровозное депо в Константиновке

Плотбищенская узкоколейная железная дорога

Любопытно, что рабочие Плотбищенского лесоучастка уже во второй половине 1920-х годов для вывозки древесины из леса использовали деревянно-рельсовую дорогу, по которой вагоны передвигались с помощью лошадей.

Деревянно-рельсовая дорога (ДРД) выглядела примерно так. По деревянным рельсам, набранным из бревен одинакового диаметра, катались вагонетки с колесами, напоминающими обыкновенный колесный диск без шины.

Узкоколейная железная дорога была построена Плотбищенским леспромхозом, организованным в 1948 году на базе лесоучастка, и подчинённым Кировлеспрому.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Начальный пункт — посёлок Плотбище, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.

Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.

Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия

Построена Шемакским торфопредприятием с 15 мая 1949 по 1952 годы. Основные работы по строительству выполнены вручную рабочими торфопредприятия: вырубка лесополосы, укладка шпал и рельсов.

Торфовозная узкоколейная железная дорога, связывавшая посёлок Казанка с ж.д. станцией Заструг. Использовалась для вывозки торфа, древесины, а также для перевозки пассажиров.

Для пассажирских перевозок имелся вагон с дрезиной. Для перемещения платформ и вагонеток с торфом - 2 паровоза, 3 тепловоза.

Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского машиностроительного завода "Молот". Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался вручную на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ.

В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга).

Узкоколейная железная дорога "Заструг-Казанка".

Узкоколейная железная дорога Кукморского кирпичного завода

Маршрут: Кирпичный завод пгт Кукмор - глиняный карьер. Пересекает ж.д. примерно на 925 км перегона Коинсар - Кукмор.

Карьерная/шахтная узкоколейная железная дорога. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 2 км.

Подвижной состав: Мотовоз МД54-4, шахтные вагонетки.

Год закрытия: середина 1990-х. Разобрана.

Ягульская (?) узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Начальный пункт — посёлок Ягул, расположенный у станции Ягул на железнодорожной линии Агрыз — Зелёный Дол. В годы функционирования узкоколейки в посёлке располагался ВЛПК-365 (военизированный лесопромышленный комбинат). Лесозаготовками занималась воинская часть Особый строительный батальон-130 (в посёлке Гозношур), перевалочная база располагалась в военном посёлке Пыжман.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1983 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1978 году.

Первый участок узкоколейной железной дороги Ягул - Пыжман начал строиться сразу после войны. К строительству первоначально привлекался спецконтингент Отдельного рабочего батальона № 445, состоявшего из интернированных и бывших немецких военнопленных, функционировавшего до декабря 1947 года.

По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский).

Разъезд Кадрек на Ягульской УЖД.
Пассажирский вагон ПВ-40 с узкоколейки на на нижнем складе у станции Ягул. 2006 г.
Вагон среди местных жителей носил название "классный", использовался для поездок жителей Кибьи, Гозношура, Кадрека в районный центр, т.к. автомобильного транспорта для этого в 50-60-е годы не было.

Из истории узкоколейки:
В 1943-1944 году после Сталинградской битвы на территорию нынешнего посёлка Ягул пригнали военнопленных, они рубили лес для нужд фронта и для восстановления освобождённых городов. К концу войны стали строить узкоколейку. Один из лагерей для военнопленных был у Кадрека, они строили узкоколейку в сторону Гозношура, среди военнопленных были люди разных национальностей, которые воевали на стороне Германии. К 1948 году военнопленных уже вывезли, и узкоколейку от Гозношура до Пыжмана достраивали стройбатовцы. Лес возили вагонами, которые тянул паровозик, потом тепловозик (Камбарский). В 1975 году стройбат ушёл, узкоколейку передали Кизнерскому леспромхозу, и в 1978 году узкоколейка закрылась.

— Из сообщения Владимира Чумакова в "Одноклассниках"

В настоящее время узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

Сосновская железная дорога

Лесовозная узкоколейная железная дорога была в лесном массиве Сосновского лесничества, тянулась от п. Пыжман-Завод до льнозавода п. Кизнер и имела ответвление в сторону д. Гремячка.

Даты строительства и ликвидации дороги, а также её владелец, не известны. Предположительно, дорога функционировала в 50-60-е годы и принадлежала леспромхозу, созданному в годы войны на базе Сосновского лесничества.

Возможно, с данной железной дорогой было связано существование лесного спецпосёлка, о котором местные охотники помнят под названиями "Литер Б" ("Бараки").

Источники

  • "Сайт о железной дороге" - материалы сайта С. Болашенко, писателя, путешественника, историка-исследователя железных дорог.