Дым-Дым-Омга, деревня (Вятскополянский район Кировской области)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Дым-Дым-Омга (удм. Камдор, Камдор-Омга) - деревня в Вятскополянском районе Кировской области, центр Омгинского сельского округа.


На бескрайних просторах России 
Приютилась деревня Омга. 
Над рекою склоняются ивы, 
И шумят на полях трактора. 
На удмуртском, татарском и русском 
Загоняют детишек домой. 
Никому не бывает здесь скучно. 
Все живут очень дружной семьей. 

Топонимическая справка

Омга - это воршудное родовое имя представителей древнего удмуртского родоплеменного образования, представители которого основали множество деревень в центральной и южной Удмуртии. Деревня была основана переселенцами из Старой Омги.

Странно звучащее название Дым-Дым имеет несколько местных толкований:

  • первоначально деревня располагалась в низине, где по утрам стелется густой белый туман; все утопало в утренней дымке - из-за этого и стали называть Дым-Дым-Омга;
  • так иронично назвали деревню русские, так как всякому, кто бывал в ней, бросался в глаза синий дым, стлавшийся по улице;
  • рядом расположены торфяники, которые если загорятся, то подземный пожар может продолжаться несколько лет подряд, задымляя всю окрестность.

В толковом удмуртско-русском словаре Т. Борисова словосочетанию "дым-дым" дано такое разъяснение: междометие, выражающее состояние тишины - "тихо-тихо". Отсюда можно дать такое объяснение названия деревни Дым-Дым-Омга: "тихая, спокойная Омга". Однако эта версия сомнительна, так как в обиходе у местных удмуртов такое название употребляется редко.

В переписи 1710 года деревня упоминается в составе Арской дороги под названием - Дындем-Омга. В этом году здесь в 14 дворах жили удмурты и в 4 - русские (один из единичных случаев, когда удмурты и русские жили совместно в одной деревне уже в то время).

Созвучные топонимы, встречающиеся в переписях: Димдем Бодья, Дымдем Чабья, Динтем Бодья. "Динтем (дӥньтэм)" по-удмуртски: "бесконечная".

Возможно также, что такое название впервые появилось в переписных документах, в которых к распространённому в долине реки Казанки топониму Омга был добавлен местный топоним, встречающийся на правобережье реки Вятки: Дюм-Дюм (Дым-Дым) - одно из названий урочища и деревни Каракули. Этому топониму созвучно также название лога и речки у Вятских Полян: Дюдюм и Дюдюмка.

Камдор-Омга - другое название деревни, используемое среди удмуртского населения. Кам - так южные удмурты называют Вятку и вообще крупную реку, разлив, море, + дор - "возле, около; рядом; вблизи", т.е. буквально, "деревня рода Омга, расположенная возле Вятки", "привятская Омга".

В некоторых документах встречается трансформированное на русский манер название Командор-Омга.

Условия жизни первых поселенцев

Точное время возникновения поселения пока не известно.[1]

Можно предполагать, что оно уже существовало в начале XVI века, т.к. переселенцы из деревни основали в XVII веке ряд деревень по обе стороны р. Варзи и её притокам. (Удмуртия).

В «Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича» от 29 июня 1627 г. по новому стилю отмечается, что удмурты д. Омги (Камдор-Омга) Арской дороги Янибековой сотни Квакина получили на пять ясаков угодий по р. Варзи и ее притоку Малой Осе.[2]

По преданиям, отмеченным в «Материалах по статистике Вятской губернии» (1889) и вновь записанным М.Г. Атамановым в 1980-х г.г., выходцами из д. Камдор-Омги в начале XVI в. основаны населённые пункты Средняя Варзи-Омга, Муважи (Мувожо)[3] Алнашского района Республики Удмуртия.

По данным переписи 1716 года, деревня упоминается в составе сотни[4] Тохтарки Иванова Арской дороги Казанского уезда: Дындем-Омга (11 дворов, 48 чел.).[5]

Данные о населённых пунктах согласно III ревизии (1761—1767 гг.)

Арская дорога Казанского уезда
Иванова сотня Иванова, бывшая Урекейкова сотня Ларкина

Название
населённого
пункта
Этно-сословная
принадлежность
населения
М.п.д.
по II ревизии
(1743—1747 гг.)
М.п.д.
по III ревизии
Ж.п.д.
по III ревизии
Примечание
568 Дым-Дым Омга, д. рус., ясач., припис. 8 10 5 Приписные к Камским заводам.
582 Дымдым Омга, д. удм., ясач., крещ. 58 100 76 16 причисленных.

— Н.В. Пислегин, В.С. Чураков. Удмуртское Прикамье по данным III ревизии (часть II) // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 4. - / Науч. ред. А.Е. Загребин; сост.-ред. А.В. Ишмуратов, Р.В. Кириллова, С. Тот; отв. ред. Д.И. Черашняя. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015.


Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.

Название, тип Положение Уезд и стан Территория От уезд. города, в. От стан. кварт., в. Дворов Мужчин Женщин Всего жителей Примечание
8106 Дым-Омга (Дым-Дым Омга, Камдор-Омга), д. каз. при рч. Дым-Дыме Малмыжский уезд, Стан 2 Между притоками р. Вятки (с правой стороны) рчч. Киндьямурдзи, Казанке и по левой стороне последней 31 15 41 148 141 289 -


В старину местные деревни не раз испытали моровое поветрие - опустошительные эпидемии. От страшной болезни спасались только те дворы, которые располагались с наветренной стороны. С тех печальных времён до сих пор у жителей Дым-Дым-Омги остались ругательства: "йыр-кыль", "бер-кыль", а у жителей соседней деревни Казань-Омга: "калер" (холера). Кыль - так удмурты называют дух-божество, насылающее на людей разные болезни.[6]

«Книга Вятских родов» В.А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год

Название селения Губерния, Уезд, Волость, Общество Приход Река Семей Жителей Промысел или занятие Примечание
9534 Дым-Дым-Омга Вятская губерния, Малмыжский уезд, Больше-Шабанская волость, Сушинский район с. Суши Архангельская ц. Вятка → Кама 58 342 лесной пром. -

Рода, число семей:
Бураков — 2, Волков — 1, Воробьев — 1, Глушков — 1, Зайцев — 1, Клабуков — 1, Колесников — 5, Котельников — 2, Кузнецов — 3, Лебедев — 1, Лесников — 1, Логинов — 1, Марянин — 2, Маськин — 3, Морозов — 2, Овчинников — 2, Орехов — 4, Пигалев — 1, Плотников — 1, Родыгин — 1, Рябов — 1, Сенькин — 3, Смирнов — 2, Соловьев — 1, Стрелков — 1, Таганов — 2, Такеев — 7, Титов — 1, Туманов — 1, Хильцов — 1, Юськин — 2


Духовная жизнь деревни

С первой половины 18 века деревня входила в православный приход Михаило-Архангельской церкви села Суши. О христианизации удмуртов на данной территории данных нет. Вероятно, миссионеры проводили с жителями удмуртских деревень массовые обряды крещения в местных водоёмах и реках. Косвенно об этом говорит название речки Абат возле деревни Старая Бодья (по одной из версий, оно от слова аббат - священник-миссионер).

Несмотря на относительно мирное принятие православия, удмурты до конца ХХ века продолжали сохранять двоеверие: на официальном публичном уровне соблюдались христианские обычаи и праздники, а на бытовом уровне сохранялись элементы дохристианских традиционных верований. Культовая священная роща удмуртов деревни Дым-Дым-Омга была в урочище Утятник. Имелось ещё одно место для общих молений - Луд, которое располагалось в верховьях речки Омгинки.

Особенности местности

Дым-Дым-Омга расположилась вдоль речки Омгинки (приток реки Казанки), протекающей по дну глубокого и широкого лога, склоны которого во многих местах поросли лесом. Избы стоят почти рядом с логом, поэтому улицы кривые, повторяют очертания склонов. Вода низко в логу. В старину воду брали из двух родников, которые в настоящее время засыпала земля: когда появился водопровод, за ними перестали приглядывать.

Образование поточин, понижений земной поверхности из-за вымывания подземных пластов грунтовыми водами, коснулось и улиц деревни. У многих пожилых жителей ещё в памяти прежняя "достопримечательность" Дым-Дым-Омги - широкая, глубокая, не пересыхающая даже летом лужа в самом центре деревни на перекрестке у магазинов. Даже мощение дороги булыжным камнем в 1960 году не помогло: весь камень через некоторое время ушёл в землю. Помогло закрепить дорогу только её асфальтирование в 1980 году.

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

Род Название Уезд и волость Сельсовет Расст. до ВИК Крест. хоз-в Проч. хоз-в Всего хоз-в Муж. Жен. Всего В т.ч. удм. В т.ч. тат. В т.ч. мари
3-02-024 дер. Дым-Дым-Омга, Камдор Малмыжский уезд, Вятско-Полянская волость Шемакский 23,5 км 102 102 249 280 529 414 3


Колхоз в деревне

Коллективизация в деревне прошла активно. Одним из организаторов и первым председателем сельхозартели "Роза" (была создана 23 февраля 1930 года) стал Родыгин Потап Маркович, работал он долгое время. Немного спустя, название колхоза сменили - "Большевик". В годы Великой Отечественной войны дым-дым-омгинский колхоз имел производственные показатели, которые его выделили в число лучших хозяйств в области.

В эти годы деревня славилась также своей художественной самодеятельностью. Деревенская молодёжь вместе со своей заводилой Колесниковой Клавдией Михайловной (которая в то время была председателем колхоза) создали удмуртский народный хор. Улицы многих окрестных деревень и районного центра Вятские Поляны оживали, наполнялись новыми красками и звуками, когда со своими концертами приезжали девушки из Омги, в ярких национальных костюмах, звеня монистами, на санях, весёлые и задорные. В 50-е годы удмуртский хор неоднократно становился лауреатом районных и областных смотров и фестивалей. Его песни в записи часто передавали по местному и областному радио.

Подробнее: Колхоз Большевик

Укрупнение колхозов и сельсоветов

После 1955 года, когда Виноградовский, Шемакский и Сушинский сельсоветы были объединены в один Омгинский сельсовет, деревня Дым-Дым-Омга постепенно обретает ключевую роль на этой территории.

Председателями Омгинского сельского Совета в разное время были: Бабушкин Петр Васильевич, Кашин Иван Иванович, Волков Николай Егорович, Саламатов Тимофей Гаврилович, Капралов Степан Семенович, Трофимов Константин Трофимович (несколько созывов), Утопов Виктор Александрович, Макарьевский Геннадий Петрович (несколько созывов), Морозова Надежда Николаевна, Павлов Юрий Данилович. Три десятка лет секретарем сельского совета была Пигалева Анастасия Ивановна, после неё эту ответственную работу долго выполняла Шакирова Флёра Зинатовна.

В 1955 году было образовано Омгинское сельпо, первым председателем которого стал Шведчиков Василий Михайлович (из Шемака). Торговые склады расположились в Омге. Впоследствии на базе сельпо было создано Омгинское торговое объединение, которое имеет торговые точки во всех населенных пунктах сельского округа и в посёлке Каракульская пристань.

После образования объединённого колхоза "Заря" в 1956 году в деревне велось интенсивное строительство. К имевшимся ранее конюшне, коровнику, свинарнику, ссыпному пункту (куда свозили зерно с близлежащих колхозов при бездорожье) добавился целый ряд новых производственных и культурно-бытовых объектов, благодаря которым роль деревни, как центра микрорайона, только усилилась. В 1964-1966 годах построен Дом культуры. Начиная с 1969 года, в деревне построены: ремонтная мастерская, гараж, зерноток, свинарник, стоянка для тракторов, несколько арочных складов, картофелехранилище и другие объекты производственного назначения. Постепенно менялся облик самой деревни: построены детский сад, три многоквартирных благоустроенных дома, ряд брусковых двухквартирных домов, столовая, медпункт, баня, центральная котельная, здание сельской администрации, спорткомплекс (из деревоклееных конструкций с двумя спортзалами 30х18 и 18х9), торговый центр, заготпункт и др. В 1978 году после строительства нового здания в деревню переведена из соседней Казань-Омги средняя школа.

В центральной части деревни было проведено центральное отопление, однако котельная не обеспечивала здания нормальным теплом, так как к ней подключили очень много объектов, а мощности котлов не хватало. В 1995 году котельная была демонтирована, школу и детский сад перевели на автономное электроотопление, а жилые дома – на печное.

В настоящее время

В 2012 году было осуществлено подключение домовладений д. Дым-Дым-Омга к природному газу. Подача газа в дома жителей деревни стала возможной благодаря запуску межпоселкового подземного газопровода высокого давления Ф 159 мм «г. Сосновка - д. Дым-Дым-Омга», общей протяжённостью 13,2 км. Работы были выполнены специалистами Вятско-Полянского филиала ОАО "Кировоблгаз". Это стало возможным благодаря Программе «Газификация регионов РФ», которая реализовывается на территории Кировской области с 2003 года.

В настоящее время Дым-Дым-Омга - это деревня с многонациональным населением, центр сельхозартели "Заря", одноименного сельского округа, в которой сосредоточены многие ключевые учреждения микрорайона.

Всероссийская перепись населения 2010 года

Код ТЕРСОН Тип Название Регион Район или городской округ Поселение Мужчин Женщин Всё население Категория населения
33210812001 деревня Дым-Дым-Омга Кировская область Вятскополянский муниципальный район Омгинское сельское поселение 317 332 649 сельское


Фотогалерея

Достопримечательности

Примечания

  1. В кн. [Кировская область. Административно-территориальное устройство. - Киров, 1998] ошибочно указана дата основания (или первого упоминания?) деревни Дым-Дым-Омга - 1680 год. К сожалению, в книге нет ссылок на первоисточники.
  2. 1627 год 29 июня. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича удмуртам Арской дороги Янибековой сотни Квакина д. Омги Аквигиту Квакину, Зимке Зимову, Итешке Козину и Колчурке Борашеву на пашенные земли и сенные покосы по р. Иж. - ГАКО, ф. 575 (Вятская палата государственных имуществ), оп. 8, д. 747, л. 298–298 об. - Полный текст документа опубликован в кн.: Н.И. Шутова, В.И. Капитонов, Л.Е. Кириллова, Т.И. Останина. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона: Коллективная монография / Науч. ред., авт. введ. и закл. Н.И. Шутова; УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2009. 244 с.: ил. + цв. вкл. - С.94-95. - http://udnii.ru/doc/stat%60i/Shutova_others_2009_Ист-культ_ландшафт_.pdf
  3. Материалы по статистике Вятской губернии. Вятка, 1889. Т. 6: Елабужский уезд. Ч. 2: Подворная опись.: 30;
    Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VI.: Елабужский уезд. Вятка, 1889. Приложения к подворной описи.: 50–51
  4. В Казанском ханстве (позже царстве, уезде) население административно подразделялось на сотни, пятидесятни и десятни - на них возлагались обязанности поставлять в армию по 100, 50 и 10 воинов.
  5. ЦГАДА. Ф. 350. Д. 1061. Лл. 622-640 об
  6. Например, как свидетельствуют материалы канцелярии Вятского губернатора, после суровой и малоснежной зимы 1890 года возник неурожай зерновых культур и кормов, а в 1892 году в губернии вспыхнула эпидемия холеры. (Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1894 год. Вятка, 1893)

Ссылки