Межевая часть писцовой книги 1622-1624 гг — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
''Учинена межа селу Рождественскому, что на полянках с Успенским Вятским монастырем на [[Банный лог|Дюдюме овраге]] указали старой дуб с гранью<ref>Способ обозначения направлений на местности с помощью граней, вытесанных на столбиках, сохранился до сих пор в разметке лесных кварталов.</ref> и на том дубу положена грань новая, а от дубу указали на березе старую грань и на той березе положена новая грань, а от той березы водороиною<ref>Водороина - овраг.</ref> вниз и в водороине поставлен столб с угольем<ref>Столб с угольем - способ маркировки при межевании, когда точка обозначается не только столбом (который можно переставить), но рядом также выкапывается яма в рост человека, которая заполняется древесным углём.</ref>, а от того столба попошед<ref>- пройдя</ref> немного поставлен столб же с угольем да от того столба попошед немного поставлен столб же с угольем у дороги, что дорога от новых полянок к селу Рождественскому, а от дороги и от столба поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем же, а от столба против тальника и против сосны, что сосна за рекою за Воскоршмою<ref>- Оштормою</ref> поставлен столб с угольем на берегу реки на праве земля и луги и лес Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок<ref>"..Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок.." - т.е. межа обозначена между двумя сёлами: <br>- '''''Рождественское''''' при вотчине Вятского Успенского монастыря <br>- '''''Полянки''''' на землях Казанского митрополита.</ref>.''
 
''Учинена межа селу Рождественскому, что на полянках с Успенским Вятским монастырем на [[Банный лог|Дюдюме овраге]] указали старой дуб с гранью<ref>Способ обозначения направлений на местности с помощью граней, вытесанных на столбиках, сохранился до сих пор в разметке лесных кварталов.</ref> и на том дубу положена грань новая, а от дубу указали на березе старую грань и на той березе положена новая грань, а от той березы водороиною<ref>Водороина - овраг.</ref> вниз и в водороине поставлен столб с угольем<ref>Столб с угольем - способ маркировки при межевании, когда точка обозначается не только столбом (который можно переставить), но рядом также выкапывается яма в рост человека, которая заполняется древесным углём.</ref>, а от того столба попошед<ref>- пройдя</ref> немного поставлен столб же с угольем да от того столба попошед немного поставлен столб же с угольем у дороги, что дорога от новых полянок к селу Рождественскому, а от дороги и от столба поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем же, а от столба против тальника и против сосны, что сосна за рекою за Воскоршмою<ref>- Оштормою</ref> поставлен столб с угольем на берегу реки на праве земля и луги и лес Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок<ref>"..Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок.." - т.е. межа обозначена между двумя сёлами: <br>- '''''Рождественское''''' при вотчине Вятского Успенского монастыря <br>- '''''Полянки''''' на землях Казанского митрополита.</ref>.''
  
''Учинена межа Митрополичью селу Полянкам с чувашскою деревнею Измою<ref>Вероятно, ''Изма'' - это ошибочная расшифровка названия марийской деревни ''Тойма'', с крестьянами которой у монастырской вотчины были земельные споры. ''Чувашами'' в данных переписных "письмах и мерах" Ивана Болтина называется тяглое нерусское население местного происхождения, которое платит ясак (натуральный налог), т.е. "чюваша" обозначает не национальный признак, а социальную категорию населения. </ref>, от речки от Кушака от мосту попошед немного дорогою Арскою<ref>'''''[[Арская дорога (даруга)]]''''' - считается, что в Казанском ханстве так называлась административная единица, территория на северо-востоке в направлении от Казани. В неё входило множество селений, раскиданных по обе стороны от старинного тракта, проходящего через Арск, и далее на Малмыж. В данном документе упоминается как раз эта дорога (в значении ''путь''), в качестве ориентира для привязки.</ref> на леве поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного тоюж дорогою Арскою поставлен столб же с угольем, а от того столба положена грань на сосне на праве тое же дороги в татарской земле, а от той сосны положена грань, на леве Арския дороги в Митрополичье земле, да тою дорогою попошед поставлен столб с угольем у дороги, а от того столба поставлен столб с угольем у старыя бортныя сосны<ref>Деревья, обычно с обрубленными сучьями, на которых прикрепляются ''борти'' - пчелиные ульи.</ref>, на которой сосне была старая грань, а сосна вызжена, а от того столба положена грань на сосне против березы, а от той сосны и от березы положена грань на сосне на бортной суховерхой, а от тое сосны положена грань на дву березех из одного корени, а от тех берез положена грань на сосне, а от той сосны положена грань в черном лесу на пихте да подле ее береза, на праве земля и луги и лес деревни Измы татарския, а на леве земля и покосы и лес Митрополичья села Полянок.''
+
''Учинена межа Митрополичью селу Полянкам с чувашскою деревнею Измою<ref>По одной из версий, ''Изма'' - это ошибочная расшифровка названия марийской деревни ''Тойма'', с крестьянами которой у монастырской вотчины были земельные споры. <br>По другой версии, этот топоним мог принадлежать какой-то исчезнувшей деревне на территории бывшей Казанской губернии, чьи земли граничили с землями Малмыжского уезда Вятской губернии. Известно, что при установлении административных границ учитывались результаты межеваний 17 века. <br>''Чувашами'' в данных переписных "письмах и мерах" Ивана Болтина называется тяглое нерусское население местного происхождения, которое платит ясак (натуральный налог), т.е. "чюваша" обозначает не национальный признак, а социальную категорию населения. </ref>, от речки от Кушака от мосту попошед немного дорогою Арскою<ref>'''''[[Арская дорога (даруга)]]''''' - считается, что в Казанском ханстве так называлась административная единица, территория на северо-востоке в направлении от Казани. В неё входило множество селений, раскиданных по обе стороны от старинного тракта, проходящего через Арск, и далее на Малмыж. В данном документе упоминается как раз эта дорога (в значении ''путь''), в качестве ориентира для привязки.</ref> на леве поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного тоюж дорогою Арскою поставлен столб же с угольем, а от того столба положена грань на сосне на праве тое же дороги в татарской земле, а от той сосны положена грань, на леве Арския дороги в Митрополичье земле, да тою дорогою попошед поставлен столб с угольем у дороги, а от того столба поставлен столб с угольем у старыя бортныя сосны<ref>Деревья, обычно с обрубленными сучьями, на которых прикрепляются ''борти'' - пчелиные ульи.</ref>, на которой сосне была старая грань, а сосна вызжена, а от того столба положена грань на сосне против березы, а от той сосны и от березы положена грань на сосне на бортной суховерхой, а от тое сосны положена грань на дву березех из одного корени, а от тех берез положена грань на сосне, а от той сосны положена грань в черном лесу на пихте да подле ее береза, на праве земля и луги и лес деревни Измы татарския, а на леве земля и покосы и лес Митрополичья села Полянок.''
  
 
[...]
 
[...]
Строка 13: Строка 13:
 
----
 
----
 
'''Выписка из:'''<br>
 
'''Выписка из:'''<br>
*Писцовая и межевая книга по Казанскому уезду поместных новокрещенов, служилых и ясачных татар и черемисов, письма и меры Ивана Болтина; 1602-1603 гг.; копия 1779-1793 гг. Межевая часть писцовой книги [Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов / под ред. И.П.Ермолаева, М.А.Усманова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. - 240 с.] - С.49 - http://www.klf.kpfu.ru/kazan/index.php
+
*Писцовая и межевая книга по Казанскому уезду поместных новокрещенов, служилых и ясачных татар и черемисов, письма и меры Ивана Болтина; 1602-1603 гг.; копия 1779-1793 гг. Межевая часть писцовой книги [Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов / под ред. И.П. Ермолаева, М.А. Усманова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. - 240 с.] - С.49 - http://www.klf.kpfu.ru/kazan/index.php
 
*[[Писцовая книга Казанского уезда 1623 год]] - http://zz-project.ru/perepisi-kazanskij-uezd/99-1623-1624-gg-kniga-pisma-i-mery-kazanskij-uezd/179-mezhevaya-chast-pistsovoj-knigi
 
*[[Писцовая книга Казанского уезда 1623 год]] - http://zz-project.ru/perepisi-kazanskij-uezd/99-1623-1624-gg-kniga-pisma-i-mery-kazanskij-uezd/179-mezhevaya-chast-pistsovoj-knigi
  
 
== Примечания к документу ==
 
== Примечания к документу ==
 
{{Примечания}}
 
{{Примечания}}

Версия 20:06, 26 апреля 2016

tux
Это первоисточник, защищённый от правок.

[...]

Учинена межа селу Рождественскому, что на полянках с Успенским Вятским монастырем на Дюдюме овраге указали старой дуб с гранью[1] и на том дубу положена грань новая, а от дубу указали на березе старую грань и на той березе положена новая грань, а от той березы водороиною[2] вниз и в водороине поставлен столб с угольем[3], а от того столба попошед[4] немного поставлен столб же с угольем да от того столба попошед немного поставлен столб же с угольем у дороги, что дорога от новых полянок к селу Рождественскому, а от дороги и от столба поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем же, а от столба против тальника и против сосны, что сосна за рекою за Воскоршмою[5] поставлен столб с угольем на берегу реки на праве земля и луги и лес Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок[6].

Учинена межа Митрополичью селу Полянкам с чувашскою деревнею Измою[7], от речки от Кушака от мосту попошед немного дорогою Арскою[8] на леве поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного тоюж дорогою Арскою поставлен столб же с угольем, а от того столба положена грань на сосне на праве тое же дороги в татарской земле, а от той сосны положена грань, на леве Арския дороги в Митрополичье земле, да тою дорогою попошед поставлен столб с угольем у дороги, а от того столба поставлен столб с угольем у старыя бортныя сосны[9], на которой сосне была старая грань, а сосна вызжена, а от того столба положена грань на сосне против березы, а от той сосны и от березы положена грань на сосне на бортной суховерхой, а от тое сосны положена грань на дву березех из одного корени, а от тех берез положена грань на сосне, а от той сосны положена грань в черном лесу на пихте да подле ее береза, на праве земля и луги и лес деревни Измы татарския, а на леве земля и покосы и лес Митрополичья села Полянок.

[...]

Подписи: Андрей Молчанов. Смотрел Гришка Киприянов.


Выписка из:

Примечания к документу

  1. Перейти Способ обозначения направлений на местности с помощью граней, вытесанных на столбиках, сохранился до сих пор в разметке лесных кварталов.
  2. Перейти Водороина - овраг.
  3. Перейти Столб с угольем - способ маркировки при межевании, когда точка обозначается не только столбом (который можно переставить), но рядом также выкапывается яма в рост человека, которая заполняется древесным углём.
  4. Перейти - пройдя
  5. Перейти - Оштормою
  6. Перейти "..Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок.." - т.е. межа обозначена между двумя сёлами:
    - Рождественское при вотчине Вятского Успенского монастыря
    - Полянки на землях Казанского митрополита.
  7. Перейти По одной из версий, Изма - это ошибочная расшифровка названия марийской деревни Тойма, с крестьянами которой у монастырской вотчины были земельные споры.
    По другой версии, этот топоним мог принадлежать какой-то исчезнувшей деревне на территории бывшей Казанской губернии, чьи земли граничили с землями Малмыжского уезда Вятской губернии. Известно, что при установлении административных границ учитывались результаты межеваний 17 века.
    Чувашами в данных переписных "письмах и мерах" Ивана Болтина называется тяглое нерусское население местного происхождения, которое платит ясак (натуральный налог), т.е. "чюваша" обозначает не национальный признак, а социальную категорию населения.
  8. Перейти Арская дорога (даруга) - считается, что в Казанском ханстве так называлась административная единица, территория на северо-востоке в направлении от Казани. В неё входило множество селений, раскиданных по обе стороны от старинного тракта, проходящего через Арск, и далее на Малмыж. В данном документе упоминается как раз эта дорога (в значении путь), в качестве ориентира для привязки.
  9. Перейти Деревья, обычно с обрубленными сучьями, на которых прикрепляются борти - пчелиные ульи.